Главная городская газета

Дронолетчикам подрезали «крылья»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Дронолетчикам подрезали «крылья» | ФОТО Evg–Prokl/shutterstock.com

ФОТО Evg–Prokl/shutterstock.com

8 марта 2016 года против мужчины, запустившего беспилотник на Красной площади Москвы, возбудили административное дело: его ждет штраф. Однако скоро за аналогичное действие можно будет поплатиться большим, так как с конца марта вступают в силу изменения в Воздушный кодекс РФ, которые ограничивают почти всех владельцев дронов в России.

О чем речь? Для начала стоит ответить на вопрос, что такое дрон. Как пишут в умных книгах, изначально под ним подразумевался беспилотный летательный аппарат (БПЛА), в основном военного назначения. Теперь же все чаще имеется в виду гражданский мультикоптер (БПЛА с произвольным количеством несущих винтов, вращающихся диагонально в противоположных направлениях), в последнее время ставший одним из наиболее распространенных подарков взрослым и детям.

«Вам поиграть, поучиться или для работы? – таким вопросом ответили мне на просьбу о приобретении квадрокоптера (т. е. аппарата с четырьмя винтами) в одном из магазинов Петербурга. – У нас в продаже несколько десятков моделей с большой разницей в цене, и поэтому с самого начала надо четко представлять, для каких целей будет использоваться изделие».

И верно: моделей множество. Квадрокоптер, в частности, давно стал гражданской продукцией и широко используется везде где только можно. В качестве игрушки, летающей по квартире или офису. Спортивного снаряда – можно соревноваться в управлении и параметрах полета. Или применять как «рабочую лошадку», снимая на фото или видео панорамные виды сверху.

Соответственно, и возможности: простенькие ничего не могут, как только недолго и невысоко летать, а продвинутые легко годятся для слежки – им сверху видно все. Цена – от 1,5 тыс. до 1,5 млн рублей. Однако уже за десятку вам будет доступен аппарат, способный передавать видео в режиме онлайн, а за 40 – 50 тыс. рублей вы получите полупрофессиональный беспилотник, готовый висеть в воздухе до 15 минут на удалении до 1 км, снимая картинки отличного качества.

«Сейчас уже и не представляю, как работал без него, – признается питерский «свадебный» фотовидеограф Евгений Самойлов. – С его помощью можно делать оригинальные фото и видео, которые очень нравятся заказчикам». Он такой далеко не один: еще в 2014 году в Сыктывкаре некий бизнесмен пытался осуществлять с помощью дронов... доставку пиццы. Когда на дорогах все мертво стоит, по воздуху (причем напрямую из точки А в точку Б) доставить что-то относительно легкое можно очень быстро и недорого. По оценкам экспертов, «водитель» дрона (как военного, так и гражданского) – одна из наиболее перспективных в обозримом будущем профессий. Однако теперь дронолетчикам от былой свободы придется отказаться.

Дело в том, что 30 декабря 2015 года Владимир Путин подписал закон, предусматривающий внесение изменений в Воздушный кодекс РФ. Именно по части использования беспилотников. В соответствии с ним, любые радиоуправляемые аппараты массой более 250 граммов, полеты которых ранее фактически никак не регулировались, теперь придется регистрировать в реестре гражданских воздушных судов. Фактически они будут приравнены к самолетам – речь идет о сертификации, регистрации и допуске к полетам. И даже о расследовании происшествий, которые имеют место быть. Хотя процедура вроде несложная, однако ее появление многим владельцам беспилотников, использующих их исключительно ради собственного удовольствия, явно не понравилось.

Впрочем, тут наши власти трудно упрекнуть. На самом деле из-за случаев, когда дроны мешали воздушному движению или даже причиняли травмы (один из беспилотников, к примеру, недавно врезался в спортсмена во время соревнований по лыжам в Австрии), их полеты во многих странах мира регулируются еще с 2014 года.

Так, в США в срок до 19 февраля 2016 года все владельцы дронов массой 9 унций должны были зарегистрировать их в национальной базе данных: только за январь на сайте Федерального управления гражданской авиации США прошли регистрацию около 300 тысяч гражданских беспилотников. Сходные по характеристикам законы действуют и во многих странах ЕС. Что грозит нарушителям? За запуск незарегистрированного беспилотника (или за несанкционированный полет) можно получить солидный штраф (в пределах 1 тыс. евро) или вовсе лишиться аппарата. В Голландии, к примеру, в районе аэропортов против них действуют специально обученные хищные птицы.

При этом и возможности, и количество БПЛА растут как на дрожжах. В конце февраля 2016-го одна из моделей впервые в истории сумела пересечь Ла-Манш, преодолев за 72 минуты 35 км. С помощью беспилотников уже доставляют посылки весом до 5 кг. Пасут овец. И даже оказывают экстренную медицинскую помощь, используя аппарат как средство доставки жизненно важных лекарств.

Что касается России, то у нас пока нет официальных данных по числу имеющихся на руках граждан аппаратов. Зато уже известно, что в конечном итоге сведения о дронах тяжелее 250 граммов (включая и самодельные), а также об их владельцах, получит в распоряжение ФСБ. Есть информация и о системе наказаний: за нарушение правил использования воздушного пространства «физический» владелец беспилотника может получить штраф до 5 тыс. рублей, а юридическое лицо – до 300 тыс.

И в самой сложной ситуации, пожалуй, окажутся авиамоделисты. С учетом того, что они используют самоделки, а не серийные аппараты, у них наверняка появятся проблемы с указанием технических характеристик изделий, включающих имя компании-изготовителя и серийный номер летательного аппарата.

Как все это будет выглядеть на самом деле, пока сказать сложно. Однако ждать осталось недолго – всего пару недель.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook