Дрон ты мой упавший

Ждите коптер с почтой или пивом... Как утверждают, это наше уже почти ближайшее будущее. Радиоуправляемые летательные аппараты сегодня способны выполнять разнообразные операции - от самых простых до очень сложных. С одной стороны, это благо. С другой - кому понравится, если на голову свалится 5-килограммовый дрон с бутылкой пива.

Дрон ты мой упавший | Полеты дронов запрещены и в Москве, и в Петербурге, но они все равно летают. Фото Андрея Махонина/ТАСС

Полеты дронов запрещены и в Москве, и в Петербурге, но они все равно летают. Фото Андрея Махонина/ТАСС

Коптер, дрон, беспилотный аппарат, воздушное судно... Беспилотников сейчас уже великое множество, как и их названий. Но классифицируют аппараты самым простым образом - по их весу.

- Модель до 250 граммов - игрушка, она не требует какого-то оформления. От 250 граммов до 30 кг уже воздушное судно, которое должно быть поставлено на учет. Беспилотные аппараты свыше 30 кг необходимо регистрировать так же, как вертолеты или самолеты, - сообщил начальник отдела надзора в сфере использования воздушного пространства управления Государственного авиационного надзора по СЗФО Василий Сизов.

При этом специалист добавил, что ни дроны, ни коптеры никто на учет не ставит и не регистрирует, кроме государственных структур, таких, в частности, как МЧС. Кроме того, по ведомственным инструкциям, обладатель дрона должен пройти обучение и получить удостоверение на право радиопилотирования своего воздушного судна. Однако ни одна структура в Петербурге не наделена правами проводить обучение, а тем более - выдавать такие удостоверения. Кроме опять же МЧС, да и то там обучают только своих сотрудников. Между тем купить беспилотный аппарат можно в любом магазине или через Интернет совершенно свободно, без всяких удостоверений об умении им управлять.

В общем, воздушное пространство над Петербургом хоть и затянуто правовым полем - его использование регулируют как минимум три закона, однако никто эти законы не выполняет и, похоже, не собирается это делать. Тем более что законодательные положения и ведомственные инструкции крайне противоречивы.

К примеру, как заявил начальник отдела надзора за использованием воздушного пространства, есть полный запрет на запуск беспилотных аппаратов в Петербурге. С другой стороны, в управление Госавианадзора (оно находится на проспекте Римского-Корсакова) можно подать заявку, к ней приложить флайт-план (план полета), и тогда запуск беспилотника, скорее всего, разрешат. Однако бумагу о таком разрешении не выдадут.

- А если к вам подойдет полицейский во время запуска, то он обязан будет позвонить в наше управление, где ему подскажут, получили вы разрешение на эту воздушную акцию или нет. Выкручивать руки он не будет, - пообещал Василий Сизов, оставив, однако, в душах слушателей глубокие сомнения в подкованности сотрудников полиции в правилах, куда и зачем им нужно звонить в таком случае, а главное - в их желании это делать.

Кстати, за нарушение инструкций воздухоплавателям грозит штраф: от 2 до 5 тысяч гражданам и от 300 до 500 тысяч юридическим лицам. Однако, как уже сказано, никто эти штрафы не взимает. А используют беспилотники в нашем городе пока либо как игрушки, либо запускают, чтобы сделать видовые фотографии. При этом три территории, плюс воздушное пространство вблизи аэропорта для запуска беспилотных аппаратов, в том числе для съемок, категорически закрыты. Это Васильевский остров, Заячий остров и Марсово поле. Почему именно эти территории под запретом, никто не комментирует.

В общем, правовое поле для использования воздушного пространства над Петербургом как бы и создано, но, во-первых, чрезвычайно противоречивое, во-вторых, реализация законоположений никак не обеспечена, начиная с обучения владельцев аппаратов. Даже в МЧС признаются, что они нарушают положения и инструкции в этой сфере.

- В ведении подразделений МЧС по Петербургу имеется 12 беспилотных воздушных судов, до конца года будет приобретено еще 5. Они используются в первую очередь для надзора за территорией в сфере противопожарной безопасности, поиску рыбаков и грибников. Хотя в этом году грибов не было, люди за ними тем не менее ходили, и в 30 случаях мы использовали для поиска потерявшихся беспилотные аппараты. Мы знаем о запрете на использование беспилотников в черте города, но в случаях чрезвычайных ситуаций, когда имеется угроза жизни, административные инструкции уходят на задний план, - пояснил заместитель начальника Главного управления МЧС по Петербургу Игорь Титенок.

Между тем воздушное пространство и летательные аппараты всегда вызывали интерес, особенно у юного поколения. И даже сейчас, в эпоху Интернета и гаджетов.

- В Петербурге и Ленинградской области много авиамодельных кружков, и все они переполнены. Это хороший пример, как можно оторвать ребят от гаджетов - бессмысленной жвачки для ума, - считает руководитель регионального отделения Федерации авиамодельного спорта России Михаил Голубков. - Однако законоположения таковы, что, когда проводятся соревнования, полицейским можно приходить и всех участников арестовывать за нарушение. Сегодня беспилотники могут и почту доставить, и продукты из магазина, и бутылку пива из ближайшего ларька. Использование воздушного пространства в городской среде - очень перспективное и бурно развивающееся направление везде в мире. Если мы не хотим быть отстающими в этой сфере от других стран на десятилетия, надо решать юридические вопросы. Запреты тут не действуют. Икаров на земле не удержать.

Запрещать, конечно, бесполезно, но регулировать необходимо обязательно. Правила воздушного движения надо отрабатывать. В Петербурге уже были случаи, когда командиры самолетов сообщали о запуске беспилотников вблизи аэропорта, при этом ни разу нарушителей призвать к ответу и даже задержать не удалось. В одном таком случае командиру пришлось совершать маневры, чтобы избежать столкновения с дроном. Что еще раз показывает: проблема требует государственного вмешательства.

#дрон #классификация #регистрация

Комментарии