Дотянуться до небес

Завершившийся вчера 18-й фестиваль фантастики, науки и космонавтики «Старкон» озадачил как никогда. На первом этаже расхаживали персонажи из культовых фантастических сериалов, но на втором, на конференции «Парсек», всерьез обсуждали, какое гражданство будет у людей, рожденных в орбитальных городах.

Дотянуться до небес | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Поехали!

В этом году фестиваль подгадали к запуску космического корабля, и публика наблюдала в прямом эфире старт с «Байконура» «Союза МС-05». За те 56 лет, что человек обживается в космосе (или все 60, если вести отсчет от первого искусственного спутника), это зрелище не приелось. Драматизма подбавлял комментатор - летчик-космонавт Герой России Александр Скворцов (приехал специально):

- Мы помним катастрофу «шаттла» «Колумбия» в 2003 году (тогда погибли семь астронавтов. - Ред.). «Союз» хорош тем, что позволяет экипажу выжить на любом этапе полета. Было такое, что при аварии ракеты-носителя на стартовой площадке ребята выжили с помощью систем аварийного спасения.

Команда «Пуск» звучит на удивление сдержанно, но мурашки-то бегают. Экипаж: командир Сергей Рязанский (не летчик, не инженер, а ученый-биолог - правда, с инженерным прошлым) и бортинженеры - американец Рэндолф Брезник и итальянец Паоло Несполи. Они должны добраться до МКС за шесть часов, но космонавт Скворцов предупреждает: возможны варианты. Ему, к примеру, из-за неполадок пришлось добираться двое суток, да втроем в скукоженном состоянии на трех кубометрах пространства.

И даже когда «Союз» вышел на орбиту и зрители завопили, Скорцов угомонил: рано, надо дождаться стыковки и проверки герметичности люков, а то был случай - пришлось вернуться с орбиты на Землю.

Ну сейчас-то мы знаем, что порядок, экипаж уже в работе на МКС.

База на Луне - через 10 лет

А на «Парсеке» между тем три дня в пяти залах шли доклады - ученых, популяризаторов, бизнесменов.

- Мы планируем запустить небольшую производственную мощность на МКС, - рассказывает Алия Прокофьева, глава группы компаний «Галактика». - Потом в планах создание своей небольшой станции на околоземной орбите с производственным комплексом, дальше - небольшая база на Луне, а потом полноценное орбитальное поселение.

У слушателей глаза на лоб лезут не столько от замысла, сколько от сроков: в ближайшие десять лет. Александр Хохлов, популяризатор космонавтики, конструктор ЦНИИ РТК, скептичен: даже Китай осторожно называет 2030 год - и то как дату первого тайконавта на Луне, а не поселения; и вообще-то это несколько миллиардов долларов. Прокофьева парирует: группа компаний сотрудничает с Роскосмосом, РКК «Энергия», Центром Хруничева, а проект предполагает участие и других стран: «Люксембург, Казахстан, Ирландия заинтересованы в том, чтобы иметь свое представительство в космосе».

Уже на своей лекции Александр Хохлов умерил пыл тех, кто рвется в космос. Да, космический туризм дал возможность непрофессионалам побывать «там» (были бы деньги), но... вы хорошо подумали?

«Посмотрите на это лицо», - Хохлов демонстрирует фото первого журналиста в космосе японца Тоёхиро Акиямы. Лицо несчастливое. Профессионалы на борту проводят много месяцев - успевают адаптироваться; туристы - десять дней, и за редким исключением это ад. Акияма после возвращения ушел не только из космоса, но и из космической журналистики.

Другому туристу, американцу Чарльзу Симони (умник - разрабатывал продукты «Майкрософт») было тоже крайне дурно, поэтому он купил еще один полет. Логично. И во второй раз было все «окейно». Это показатель того, что человек - чрезвычайно приспособляющееся существо...

Компания Bigelow Aerospace уже разрабатывает космические отели (а сейчас испытывает надувной модуль на МКС; первый-то надувной сделали наши еще на «Восход-2»). От Blue Origin суборбитальный полет (невесомость в течение нескольких минут) будет стоить копейки - 250 тыс. долларов. Ричард Бренсон тоже не угомонится со своим суборбитальным SpaceShipTwo. Среди наших - «КосмоКурс» планирует суборбитальный космический туризм. Ну и в сентябре ждем, что скажет Илон Маск о проекте межпланетной транспортной системы. Он нацелен на массовые полеты, чтобы сделать билеты дешевле. Чтобы полететь на Марс - не дороже 500 тыс. долларов. Правда, это в один конец. Хотите обратно - платите столько же.

...Туристы туристами, а тем временем продлен набор в российский отряд космонавтов. Это второй открытый конкурс. Он жестче первого, 2012 года, и, судя по продлению, подходящих кандидатов набрать сложнее, чем считалось. Роскосмос, правда, формулирует изящнее: «Для реализации амбициозных задач и освоения новой ракетно-космической техники в отряде космонавтов необходимо большее количество молодых людей, которые обладают инженерными, техническими и естественно-научными компетенциями».

Если вы из таких и вам меньше 35 лет - есть шанс изменить свою жизнь. К стенду Северо-Западной организации Федерации космонавтики на фестивале народ подходил, любопытствовал.

#«Старкон» #фантастика #наука

Комментарии