Главная городская газета

Доступный повод для гордости

  • 20.12.2016
  • Светлана Дмитриева
  • Рубрика Общество
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

В Петербурге растет штраф за браконьерство

Инициативу согласовали на заседании комитета по законодательству ЗакСа. Читать полностью

«Норд Стрим-2»: стройка начинается

Компания Nord Stream-2 AG получила разрешение Минстроя РФ на строительство сухопутного участка газопровода в России. Читать полностью

Золотая медаль за «работу в поисковой системе Яндекс»

VIII Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров принес золотую медаль петербуржцу Сергею Алексеевичу Осокину. Он стал первым среди начинающих пользователей в номинации «Работа в поисковой системе Яндекс». Читать полностью

«Штрафной костер», или пожары атакуют

В лесной зоне всей Ленинградской области действует особый противопожарный режим. Читать полностью

Пролетарии всех стран, приезжайте в Петербург!

Они задействованы в тяжелой промышленности, машиностроении, строительстве, обрабатывающих производствах и сфере услуг. Их труд используют не менее 36% предприятий города. Какой вклад вносят мигранты в экономику Петербурга? Читать полностью

Кто держит руку на пульсе народов: круглый стол в Доме национальностей

В Петербурге поговорили о профилактике национального и религиозного экстремизма. Как это было? Читать полностью
 Доступный повод для гордости |

На одном из мероприятий довелось недавно общаться с молодой женщиной, волей судеб неожиданно ставшей колясочницей. «Почему социальное такси к врачу везет, а в гости нет?» - недоуменно вопрошала она.

Я же подумала, что еще совсем недавно и самого повода для возмущения не существовало. Потому как социального такси, везущего хоть куда-нибудь, просто не было. Эта программа, если не ошибаюсь, стартовала в 2006 году, т. е. десять лет назад. До этого хоть в гости, хоть к врачу - или друзей проси, или плати за такси полную стоимость (и еще не факт, что тебя с твоей коляской в него посадят).

И программа «Доступная среда» не так быстро, как хотелось бы, но развивается. Пусть даже эта доступность - в условиях нашего огромного города - похожа на «островки в океане», но этих «островков» все больше и перемещаться от одного до другого все легче... Даже то, что в Интернете с завидной регулярностью появляются посты с фотографиями неправильно установленных пандусов (или совсем недавняя история - объявление, написанное брайлем, в учреждении разместили за стеклом), - повод радоваться. Когда ничего подобного не было, не было и недостатков, и ошибок, которыми можно возмущаться.

В последние пару лет отметила еще одну тенденцию. Забота о доступной среде - и в умах, и в делах - стала наконец-то выходить за пределы «пандусов». Ведь доступная среда - это не только география, это еще и своего рода идеология. Мало дать возможность человеку перемещаться из одной точки в другую. Важно помочь компенсировать ограничения, наложенные здоровьем, во всех сферах жизни. Насколько это возможно.

Обеспечить «географию» путем усилий и законодательных актов государство может. И мало-помалу делает. Добиться же, например, доступности коммерческих услуг «сверху» практически невозможно. Пока бизнес не осознает, что люди с ограниченными возможностями - это тоже клиенты, желающие посещать кафе, магазины, банки, офисы, а следовательно, пойти им навстречу выгодно (если не финансовый, то репутационный капитал точно подрастет), даже «золотые пандусы» не сделают среду реально доступной.

И это понимание начинает постепенно приходить... В первую очередь в тех компаниях, которые ориентированы на клиентов и пытаются выстраивать бизнес по принципу «Нам важен каждый».

Один из ярких примеров - программа, только запущенная Сбербанком, решившим «всегда быть рядом» и с глухими людьми. Как раз на подписании соглашения между банком и Санкт-Петербургским отделением Всероссийского общества глухих и довелось побывать.

Слушая официальные речи, поймала себя на мысли, что в былые годы подобные мероприятия посвящались исключительно финансовой помощи бизнеса той или иной организации: перечислению денег на проведение конкурсов/концертов, покупке подарков для детишек... Ничего иного в ракурсе «бизнес и инвалиды» представить было невозможно.

Сейчас же речь шла о том, что в некоторых отделениях банка появятся сотрудники, владеющие языком жестов. До нового года таких отделений обещают сделать десять, а дальше - проанализируют, обеспечивает ли это количество потребности глухих и слабослышащих (по статистике, их в городе 18 тысяч) или нужно еще. Особенно впечатлил грамотный и разумный подход к выбору адресов этих отделений. Посадить сурдопереводчика туда, куда удобнее банку, и похвастать - это одно. Разобраться, в каких районах проживают наибольшее количество глухих, на каких предприятиях они работают, и именно там организовывать доступность своей услуги - дорогого стоит.

В первом таком отделении впервые увидела, как происходит банковское обслуживание (девушка оформляла кредитную карту) на языке жестов. Все как обычно, только молча и с оживленной жестикуляцией. По словам обслуживающего девушку консультанта, диалог руками, конечно, занимает несколько больше времени. Но за прошедшую на тот момент неделю ее работы ни разу ни один клиент, дожидающийся своей очереди, не пожаловался, что «так долго». Люди с пониманием и уважением относятся к тому, что для «особого» клиента нужны и особые условия.

...Доступность, обеспечивающая равные возможности, начинается не на дорогах и лестницах, а в головах. И я в это свято верю.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook