Дополнить и уточнить Ломоносова

Завершив пять лет назад могучий труд, начатый сорок лет назад, специалисты из Пушкинского Дома уже готовы его пополнить. В том числе открытиями.

Дополнить и уточнить Ломоносова | ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

Речь о «Словаре русских писателей XVIII века». Скольких вы, кстати, знаете? Державин, Ломоносов, Фонвизин, Карамзин – это понятно. Радищев, Кантемир – хорошо. Сумароков... На слуху немногим более десятка. «Меж тем история литературы устроена таким образом, что если на протяжении века в стране появляется всего десять человек, то литературы в этой стране нет. Литературу должны делать сотни и тысячи людей», – объясняет Андрей Костин, ученый секретарь Пушкинского Дома.

Русская литература вступала в XVIII век, будучи очень крепко связанной с древней традицией, а завершала век, став совершенно европейской: Державин, Карамзин переводились на другие языки и были в Европе вполне «актуальными авторами». Так что писателей у нас на тот век пришлось явно больше десяти. Никак не меньше 896. Таково количество статей в «Словаре русских писателей XVIII века», затеянном в 1974 году.

«Впервые в филологической науке создан «Словарь русских писателей XVIII века», включающий в себя сведения не только о крупнейших писателях этой эпохи, но и о второстепенных, малоизвестных или даже совсем безвестных литераторах», – с гордостью заявляла редколлегия в статье к третьему, последнему, тому – «от Р до Я». Он вышел только в 2010 году.

Отдел русской литературы XVIII века – один из старейших в Пушкинском Доме, был создан в 1934 году (сам академический институт в этом году отметит 110-летие). В 1975-м усилиями Владимира Петровича Степанова (литературовед, библиограф; умер в 2012 году) был создан словник словаря, то есть перечень будущих статей: к тому моменту исследователи уже изучили множество справочников, библиографий, указателей и выбрали немногим менее 900 персоналий. Дворян среди писателей, конечно, большинство, но не подавляющее; много выходцев из духовенства, были из купечества, из крестьян. Иные русские писатели по-русски не писали – только на французском...

Работа растянулась на десятилетия. Во-первых, над этой громадой трудился в основном коллектив из пяти – семи человек (впрочем, сотрудничали с авторами со всей страны). Во-вторых, для автора научной биографической статьи нет ничего само собой разумеющегося: за каждым фактом жизни человека должно стоять подтверждение, свидетельство – о рождении, о месте и времени учебы, службы и т. д. Выписок наберется страниц на сто, и их надо спрессовать в справку на несколько страниц.

– Язык подобной статьи долго вырабатывался, – рассказывал в ТАСС Андрей Костин. – Если мы посмотрим на первый том словаря, который вышел в 1988 году, и третий том, вышедший в 2010 году, мы увидим, что язык и стиль статей очень изменился, стал более строгим и информативным.

Казалось бы, все биографии написаны. Но уже к выходу третьего тома было понятно, что необходимо дополнение. Открывались новые факты: в советское время в зарубежные архивы редко наведывались (Пушкинский Дом получал исследования английских, немецких, итальянских русистов, но все же...); к тому же почти все то время, что готовился третий том, был закрыт Российский государственный исторический архив.

– Мы решили «пройтись» по всем статьям словаря и сделать к ним указатели, – говорит ученый секретарь Пушкинского Дома. – Заодно проверяем статьи на предмет возможных неточностей и добавления новых данных.

Как обещает Андрей Костин, часть уточнений и дополнений будет «практически целиком состоять из новых данных и открытий. Маленьких, но все же открытий. Например, мы находим неизвестные тексты». Завотделом Наталья Кочеткова атрибутировала (то есть установила авторство) сочинение Дашковой; сам Костин обнаружил неизвестный прежде текст Ломоносова. Точнее, текст «имелся» – имя автора было неизвестно.

Началось все с маленькой зацепки — карточки в каталоге отдела рукописей РГБ (Ленинки) на имя Ивана Бецкого, известного деятеля того времени, инициатора создания Смольного института и одного из героев словаря. Карточка указывала на неизвестное описание одного из самых ярких массовых действ XVIII века — маскарада «Торжествующая Минерва», завершавшего в феврале 1763 года торжества по случаю коронации Екатерины II. Дальнейшее «расследование» привело к брошюре, которая описывала фейерверк, знаменовавший Новый, 1759-й, год, – там было напечатано самостоятельное стихотворение. Автор, как теперь полагают, Ломоносов: на это указывает и обнаруженное в архивах сведение о 200 рублях, которые получил поэт в числе прочих людей, причастных к зрелищу.

Это и другие «вновь открывшиеся обстоятельства» и войдут в дополнительный том добавлений, уточнений и указателей (официального названия пока нет) к «Словарю русских писателей XVIII века». Работы еще года на два – дополнительный том, вероятно, выйдет в 2018 году. А сам «Словарь» и сейчас представлен как в бумажном, так и в электронном виде – на сайте Пушкинского Дома.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (5418) от 17.03.2015.


Комментарии