Доморощенная пилюля

Эксперты уверены – пока не решен вопрос подготовки кадров, нельзя говорить о развитии фармацевтической отрасли, создании инновационных лекарственных препаратов и выходе России на международный уровень.

Доморощенная пилюля | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Не секрет, что в стране практически не производят свои инновационные лекарства. Причин тому миллион. В том числе и нехватка первоклассных специалистов. Но откуда они возьмутся, если фармацевты составляют лишь 20 процентов от общего числа выпускников медвузов, что, в общем-то, капля в море. На сегодняшний день потребность в кадрах удовлетворена лишь на 10 процентов, и к 2020 году необходимо вырастить минимум 11 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Для обсуждения этой проблемы, а также вопросов разработки новых подходов к образованию в Петербург приехали около ста представителей фармацевтических факультетов ведущих медицинских вузов страны – из них 18 деканов и 16 заведующих кафедрами.

Провизоров – специалистов с высшим фармацевтическим образованием, которые могут одинаково успешно трудиться и на производстве, и в лаборатории, и на месте управленца, – сейчас готовят 55 вузов по всей стране – от Петербурга до Владивостока. Но, несмотря на кажущееся обилие, выпускников с фармацевтическим образованием становится все меньше. Вузы охотнее готовят будущих аптекарей и медицинских представителей, нежели специалистов для фармацевтических предприятий.

По словам экспертов, сегодня подготовка по специальности «Фармация» во многом ориентирована на сферу обращения лекарственных препаратов. По данным Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, около 80% студентов вуза уходят работать в аптеки. Но к 2020 году в России будет более 400 современных фармацевтических предприятий. Поэтому логика развития диктует необходимость подготовки кадров для сферы исследований и разработок, управления качеством, регуляторных отношений.

Как рассказал ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии Игорь Наркевич, только в фармацевтическом кластере Петербурга заняты около 59 тысяч человек. В планах – строительство еще более десятка производств к 2020 году. А это значит, что потребуется от 2,5 до 4 тысяч высококвалифицированных специалистов, занятых только на производстве. А еще сотни ученых для исследовательских лабораторий по разработке сложных биологических препаратов. Академия выпускает только около 500 специалистов для фармацевтической промышленности, что явно недостаточно. Если не принимать никаких мер, то в 2017 году работодатели будут выстраиваться перед вузами в очередь.

Кстати, уже сейчас фармацевтические компании вынуждены «заманивать» работников. Например, открывать в вузах лаборатории, закупать для студентов оборудование, проводить экскурсии и выездные лекции даже для школьников.

Правда, как отметили специалисты, одним количеством не поможешь: для фармацевтической промышленности нужно «штамповать» не просто сотрудников, а настоящих профессионалов. Но нынешний уровень образования этого не позволяет.

На современном рынке большой объем биотехнологических препаратов, но практически ни в одной образовательной программе по фармацевтике о них ничего не сказано. Студенты имеют очень смутное представление о том, что такое моноклональные антитела, пептиды, сигнальная система. Не хватает и курсов по медицинской физике, информатике, статистике. Хотя в одном эксперты были едины: в целом сегодняшнее образование имеет очень серьезную базу и достаточно его лишь дополнить востребованными компетенциями.

Очень важно, считают эксперты, за эти несколько лет, что остались до 2020 года, успеть переориентировать фармацевтические факультеты на новые стандарты подготовки.

«Главная задача учебно-методической комиссии «Преподавание фармацевтических дисциплин» – разработать образовательные программы, которые будут готовить специалистов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для современной фармацевтической промышленности России. Все это возможно только в тесном сотрудничестве с российскими фармацевтическими компаниями», – подчеркнул Игорь Наркевич.

Он также отметил, что уже несколько лет академия работает с биофармацевтической компанией BIOCAD. Ежегодно это предприятие берет к себе на работу около 20 выпускников.

«Сегодня уровень подготовки по специальности «Биотехнология» очень сильно колеблется от вуза к вузу. Необходимы единые стандарты образования. «Новой русской фарме» нужны специалисты международного класса. Растут экспорт российских препаратов за рубеж и объемы создаваемых инновационных препаратов. Сегодня компания разрабатывает около 15 инновационных препаратов. Это стало возможным во многом благодаря сотрудничеству с академией», – отметила заместитель генерального директора по персоналу компании BIOCAD Александра Глазкова.


МЕЖДУ ТЕМ

В начале декабря заместитель министра образования и науки Людмила Огородова, выступая перед журналистами, рассказала, что на организацию образовательных программ в рамках реализации стратегии «Фарма-2020» выделено 300 миллионов рублей.

На сегодняшний день подготовлены две магистерские программы в области фармации. Но этого явно недостаточно. «В течение четырех лет мы объявляли конкурсы по созданию образовательных программ для специалистов фармпрома и увидели, что в них участвуют одни и те же коллективы. Из этого следует, что необходимо заняться инфраструктурой образования. Мы должны целевым образом приглашать университеты к участию в этих конкурсах. Пусть каждый вуз, исходя из своей компетенции, разработает модуль образовательной программы, который будет востребован и может быть передан в другие университеты», – сказала замминистра.

Кроме того, она отметила, что спектр специальностей, необходимых для медицинской и фармацевтической отраслей, значительно шире традиционных профессий. «Фармацевтика – это не только провизоры, но и инженеры-технологи, биотехнологи. Это логистика, экономика, управление правами на интеллектуальную собственность. Специалисты по всем этим направлениям должны готовиться на базе университетского образования», – подчеркнула Огородова.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5369) от 25.12.2014.


Комментарии