«Дикари» на полуострове

«Экскурсии» на моторных лодках к местам лежки балтийской кольчатой нерпы, палатки и шашлыки среди краснокнижного разнотравья, изъезженные автомобилями берега ценнейших озер – государственный природный комплексный заказник «Кургальский» в Кингисеппском районе Ленобласти несет непоправимый урон от наплыва «дикарей». Как защитить его от этого? Рядом с заказником надо выделить территории под новую жилую застройку, создать ряд рекреационных объектов и организовать автостоянки – такой «путь спасения» предполагает новый генплан Усть-Лужского сельского поселения. Биологи, экологи и общественники в ужасе: вот тогда-то уж точно можно ставить крест на особо охраняемой природной территории (ООПТ)...

«Дикари» на полуострове | ФОТО Анны ЛОСЕВОЙ

ФОТО Анны ЛОСЕВОЙ

За последние годы состояние заказника серьезно ухудшилось. Сотрудники Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН провели мониторинг территории. Исследования показали: по сравнению с 1990-ми годами тенденция нарушения природных комплексов и сокращения популяции охраняемых видов налицо. Особенно полуостров пострадал от рубок и пожаров. При этом территории цены нет, настолько она уникальна с точки зрения биоразнообразия и ландшафтов. Заказник «Кургальский» охраняется международной Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях и Хельсинкской конвенцией. На разных этапах годового цикла он поддерживает как минимум половину популяции балтийской кольчатой нерпы. Мелководье вокруг ООПТ – место стоянки мигрирующих птиц и гнездования водно-болотных птиц.

Проблему обсудили в комитете по градостроительству и архитектуре Ленинградской области. Как выяснилось, и у чиновников, и у инициаторов встречи – жителей местных поселений, орнитологов, ботаников, экологов – желание общее: спасти заповедные территории. Вот только методы разные.

Когда на Кургальском полуострове создавали заказник, уже существующие на этой территории населенные пункты просто исключили из его границ. Так что сегодня в самом сердце ООПТ расположены поселок Курголово, деревни Липово, Тисколово, Конново, Гакково и Кирьямо. Природоохранный статус, естественно, запрещает строительные работы на территории заказника. А вот у населенных пунктов такой защиты нет...

Сегодня в поселениях проживают 90 человек. Однако, по подсчетам экологов, численность возрастет почти в восемь раз: под жилую застройку в границах этих населенных пунктов выделили 62,83 га территорий – бывшие сельхозугодья или земли, занятые лесом. Площадь нового жилищного строительства – 24 070 кв. м.

– Чисто формально чиновники считают, что все эти населенные пункты находятся за границами заказников, – объясняет адвокат Евгений Баклагин. – Наша позиция заключается в том, что все территории, которые расположены на Кургальском полуострове – и заказник, и деревни, – единый комплекс. Застройка населенных пунктов неминуемо окажет негативное влияние на заказник.

Из генплана следует, что на Кургальском полуострове и вблизи его границ должны появиться крупные рекреационные зоны общей площадью более 250 га – туристическая инфраструктура, спортивные площадки, кафе, лодочные базы и даже яхт-клуб. А еще довольно вместительные автопарковки. Но именно рядом с деревнями находятся самые ценные участки заказника...

– Предполагаемые парковки размещены так, что если нарочно хотели бы навредить заказнику, то лучше мест не нашли бы, – считает биолог Анна Лосева. – Одна, например, напротив острова Реймосар, где расположена крупнейшая колония морских птиц. Что касается создания конной базы в Липове – вы представляете, чем это обернется для гнездящихся рядом птиц?..

Однако авторы документа не согласны и подчеркивают, что все эти объекты строятся для... снижения нагрузки на заказник. Мол, туристы проявят сознательность и будут оседать именно в этих зонах, машины оставят на парковках, а в лес и на побережье пойдут пешком и шашлыки там жарить не будут.

План утопичен, полагают защитники «Кургальского». Вряд ли парковки будут бесплатными, и нет оснований надеяться, что большинство туристов будут отдыхать исключительно в выделенных местах, перестанут приезжать с палатками, рыбачить или разводить костры. Экологи предлагают исключить из генерального плана эти территории под жилую застройку и сократить рекреационную функцию. Такие зоны и парковки должны быть организованы на въезде на Кургальский полуостров.

Отрицательный пример, кстати, есть – заказник «Лебяжий» в Ломоносовском районе Ленобласти. Наличие парковок не только не уменьшило количество «дикарей», но даже, по словам орнитологов, привлекло любителей пострелять по «дичи». Не говоря уже о «шашлычниках». Но мнение главного архитектора Усть-Лужского сельского поселения Елены Ковтун осталось прежним.

– Мы к заказнику относимся бережно, – уверяет она. – Рекреационные зоны, на которых планируется капитальное строительство, расположены за пределами ООПТ. Нужно развивать инфраструктуру для цивилизованного туризма.

Ученые и местные жители, однако, не понимают, для чего нужно расширять зоны ИЖС именно рядом с заказником – внятного объяснения так и не последовало. Противники строительства считают, что речь просто-напросто идет о том, чтобы впоследствии выставить эти участки на продажу...

– Расширение застройки противоречит положению заказника, – считает адвокат Баклагин. – Согласно этому документу, из ООПТ исключается не вся территория населенных пунктов, а территория в пределах существовавших землеотводов. Те земли, за счет которых сегодня предполагается расширить зону ИЖС, ранее были заняты сельхозучастками и лесами. Землеотводов там не существовало.

Представитель комитета по природным ресурсам Ленинградской области Федор Стулов сказал, что его сотрудники отвечают за территорию самого заказника. Что касается застройки, то населенные пункты находятся за пределами ООПТ, и согласование зон под ИЖС к полномочиям комитета не относится. Чиновник только высказал личное мнение: жилищная застройка увеличит антропогенную нагрузку на заказник.

В комитете по градостроительству и архитектуре Ленобласти сообщили: КГА может отказать в согласовании генплана, но в том случае, если размещенные на территории поселений объекты будут оказывать негативное влияние на заказник. У экологов есть сомнения, что чиновники примут такое решение.

По мнению ученых, туризм нужно развивать. Но другого рода – научно-познавательный – экологические маршруты, экскурсии, фотопрогулки...

– Я как-то возил на Кургальский полуостров генконсула Великобритании, смотрели на лежбище тюленей, – вспоминает кандидат биологических наук директор Балтийского фонда природы Рустам Сагитов. – Он сказал, что если бы в 200 километрах от Лондона была такая точка, это было бы золотое дно. Туда бы цивилизованно приезжали люди, оставляли деньги и получали удовольствие от увиденного.

Орнитолог Сергей Коузов, который работает на Кургальском полуострове уже четверть века, отметил: если в заказнике продолжат так же «отдыхать», столь доходный во всем мире экологический туризм развивать будет трудно. Вряд ли люди, настроенные на познание природы, захотят платить деньги за то, чтобы увидеть «свинарник». Ученые и общественники не устают повторять: природа не признает границы, нанесенные на карты человеком... Будет ли услышана эта простая мысль?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (5634) от 02.02.2016.


Комментарии