Детство с Мулле

Как сделать так, чтобы ребенок полюбил природу, а когда повзрослеет, старался если не заботиться о ней, то хотя бы не вредить? Нужно, чтобы на природе он чувствовал себя хорошо. Ведь место, где ему комфортно, человек будет стараться беречь. Такая простая и эффективная философия заложена в шведскую экологическую образовательную программу «Школа Мулле», последователи которой есть и у нас. Учителя и воспитатели из разных школ и детских садов Петербурга и области съехались недавно на практический семинар – обменяться опытом, рассказать новичкам о методике.

Детство с Мулле | ФОТО racom/shutterstock.com

ФОТО racom/shutterstock.com

– Цып-цып-цып-цып-цыыыыып! – звучат позывные.

– Гав-гав-гав! Барбосы, ну вы где?!

– Ква-ква-ква, я нашла задание! «В природном заказнике «Приграничный» встречается кулик-сорока, угадайте, какого цвета у него клюв? – хурма, апельсин, мандарин».

– Оранжевый! Бежим! – дружно кричат «лягушки» и мчатся отвечать.

Во дворе лицея # 273 в Металлострое смех и топот со всех сторон. «Лягушки», «котята», «вороны» и прочая «живность» бегают по двору в поисках нужных кусочков картона, прицепленных разноцветными прищепками на кустах и деревьях. Смотришь на педагогов – сами как дети: набегались, раскричались, раскраснелись...

Несколько учителей привезли с международного семинара «Школы Мулле» веселую игру «36», вот и осваивают. Суть проста: нужно приготовить 36 карточек с вопросами и заданиями, развесить их на природе, разбить всех участников на группы и дать каждой бросить кубик. Какой номер выпал, ту карточку с заданием и нужно искать. Учитель младших классов лицея # 273 Колпинского района Ольга Яруллина переделала шведскую игру на наш лад – о Финском заливе. Например, если решить нехитрые уравнения, можно узнать, что в заказнике «Кургальский» обитают 208 видов птиц, а в гнезде кулика-воробья, что живет на Березовых островах, подрастают обычно четыре птенца. Выигрывает та команда, которая первой ответит на все вопросы.

– Наша задача – сделать пребывание ребенка на природе увлекательным и при этом расширить его кругозор. Тема может быть совершенно любая – и задачи по математике, и Правила дорожного движения, и изучение пословиц и поговорок, – говорит Ольга Яруллина. – Первоклассники от игры в восторге.

Ну ладно, а при чем тут уже упоминавшийся Мулле? И кто он такой? Раньше наших учителей все время об этом спрашивали. Приходилось объяснять – родителям, руководству школы, роно... Если те не понимали и не принимали, появлялись другие персонажи – Архип Архипыч, старичок Берендей, а суть оставалась та же... Мулле – это такой лесной человечек. Его и философию движения в 1957 году придумал шведский эколог Госта Фром.

– Не придумал, а случайно встретил в лесу, – поправляет председатель экологической организации «Прозрачные воды Невы» Константин Немчинов, благодаря которому Мулле в 1993 году «пересек границу» и пришел в наши школы.

Действительно, был прекрасный солнечный день и ветер звучал в листве, как музыка... И вдруг появилась черная туча, налетевший вихрь стал гнуть верхушки деревьев, а божья коровка чуть было не упала с тонкой травинки. Тут-то и появился на свет Мулле – маленький человечек с лохматыми волосами – и сказал: «Куликук!». И снова стало солнечно. Птицы, пауки и муравьи сшили для него одежду из листьев. Лесные мыши принесли хвост с кисточкой, чтобы он мог поддерживать чистоту в лесу. А из бересты Мулле сделал себе шапочку и вставил в нее перышко, окрашенное в цвет брусничного сока. А дети, которые жили неподалеку, подарили лесному человечку ботинки. С тех пор стал Мулле показывать ребятам лес и учить их заботиться о природе. Так гласит сказка. Постепенно появились и другие персонажи: Лососик – водный человечек, Горная Красавица, которая отвечает за воздух. А потом еще и Космос. Это так всем понравилось, что теперь все шведские дети от двух лет и до четвертого класса, включая королевских детей, проходят эту программу. А девиз школы – «На природу в любую погоду!».

– Когда мы у шведов перенимали этот опыт, один из преподавателей сказал: «Все знают, что курить вредно. И все равно курят. Но как только до человека дойдет, что это касается лично его, он бросает». Так и с природой, – объясняет философию движения заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея # 273 Елена Архипова. – Вот мы же считаем, что у наших детей должны быть глубокие фундаментальные знания: если травка, то как она называется и желательно на латыни... А шведам важнее показать, что все в природе взаимосвязано, и если что-то одно нарушишь, это отразится и на всем остальном.

У образовательной программы несколько ступенек, детей через игры учат воспринимать природу, сопереживать ей. А в результате ребенок становится «помощником природы» – понимает, когда ей плохо, и старается это исправить.

– У шведов на каждый район есть свой Мулле, который ездит из школы в школу с одной и той же программой. Человек профессионально этим занимается, – рассказывает Константин Немчинов. – И если наши дети узнают переодетую учительницу, то шведские думают, что это настоящий Мулле к ним приходит. В этом плане нашим педагогам сложнее.

Так как российские учителя и воспитатели изо дня в день работают с одними и теми же детьми, приходится им быть теми еще выдумщиками! Вот, скажем, как ребятам рассказать о комнатных растениях, гуляя по лесу?

– И тут Мулле присылает нашим ребятам письмо, что знает только о лесных цветах и травах, но хочет узнать, что растет у детей дома. И у них тут же и задание, и мотивация появляются, – говорит Татьяна Ополченова, воспитатель МДОУ «Морозовский детский сад комбинированного вида» (Всеволожский район).

Учителя говорят, что с помощью шведской методики можно не только научить ребенка относиться к природе бережно, но и вообще научить логически мыслить, стать ловким и сильным, получить необходимые знания.

– А еще у каждого шведского района есть своя природная школа за городом. То, что мы у себя пока никак не можем сделать, – сетует Константин Немчинов. – И каждый класс осенью и весной приезжает на денек в эту школу. В Москве, кстати, есть одна такая, и места там уже на весь 2016 год забиты. Может быть, получится открыть такую школу у нас в Ломоносовском районе. Место отличное: рядом берут начало ручьи, которые питают петергофские фонтаны, неподалеку комбинат, где разводят мальков. Но у кого-то тоже глаз на эту территорию положен...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5466) от 27.05.2015.


Комментарии