Детсад из чужого кармана

За последние несколько лет стремительное развитие жилищного строительства «спровоцировало» рост Петербурга: на карте появляются не просто новые дома, улицы, кварталы, но и целые районы. Мегаполис выплескивается за административные границы. Уже сегодня таким активно застраивающимся районам, как Мурино, Девяткино и Кудрово, пророчат будущее «каменных джунглей».

Детсад из чужого кармана | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Генеральный директор группы компаний «Ханса» Олег Барков с горечью иронизирует: «В недалеком будущем, летая над Петербургом, экскурсоводы будут говорить: «Перед вами Девяткино – пример типичной хищнической капиталистической застройки первой половины 10-х годов XXI века».

Жителям «джунглей» надо где-то лечиться, учить детей. Детские сады, школы, медицинские и спортивно-оздоровительные учреждения – все эти объекты объединены в емкое понятие «социальная инфраструктура». Как и за чей счет их создавать?

Ответственный секретарь экспертного совета Комитета Государственной думы по земельным отношениям и строительству Светлана Батурина отмечает, что вопрос создания комфортной среды в новых жилых кварталах в 2014 году удалось закрепить на федеральном уровне. Госдума приняла законы о стратегическом планировании и градостроительных нормативах, в которых прописаны обязательные к исполнению требования по обеспечению новых развивающихся районов социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.

За последние годы в Петербурге сложилась практика, внедренная Смольным, при которой застройщик или инвестор строит детсады, школы и прочие объекты за свой счет, передавая их затем на баланс города. Если компания строит точечно, подарок с нее принимают в виде благотворительного взноса в официальный фонд. Именно не продавая, а как бы в дар. Как бы, потому что добровольность этого дара сомнительна.

С точки зрения города такой вариант выгоднее, чем строительство детсадов и школы по другим схемам. Их две: а) государственно-частное партнерство (ГЧП); б) госзаказ с последующим выкупом объектов у застройщика городом. Это понятно даже на бытовом уровне: одно дело получить вещь как презент, другое – купить по рыночной цене. Только в мире взрослых от чужих людей бескорыстных подарков, да еще на постоянной основе, не бывает.

Для строителей «подарок» – это их прибыль, которую надо отдать. Кстати, с дарения даритель еще и налог заплатить должен. В прошлом году городская администрация обещала пробить хотя бы поправки в Налоговый кодекс, да как-то вот не сложилось. Так или иначе деньги, потраченные на строительство объектов, будут взяты с новоселов.

Размах жилищного строительства и последующий спад в экономике привели к перепроизводству: предложение на рынке строящегося жилья превысило платежеспособный спрос. Застройщики в жесткой конкурентной борьбе стараются привлечь потенциальных клиентов не только низкими ценами и планировками квартир, но и созданием комфортной среды своих жилых комплексов.

Однако, по мнению начальника управления анализа и контроля градостроительной документации компании «КВС» Святослава Чубарова, нормативы, по которым рассчитывается число социальных объектов, завышены.

«Подобные нормативы нельзя применять без учета квартирографии в новостройках, где до 60 – 70% квартир может приходиться на студии и однокомнатные квартиры. Строительство детских садов и школ, которые не будут заполнены, приведет только лишь к финансовым затратам застройщиков и перенасыщенности районов соцобъектами», – считает он.

Генеральный директор ГК «Эталон» («ЛенСпецСМУ») Антон Евдокимов комментирует ситуацию с позиции диалога девелоперов с городскими властями: «Мы ждем обратной реакции властей и движения навстречу бизнесу в виде либо более длинных сроков сдачи соцобъектов, либо упрощения самих проектов».

Коммерческий директор компании «Главстрой-СПб» Алексей Гусев уверен: «В битве за покупателя девелоперы будут сражаться ценой за квартиры и наиболее быстрыми и удобными сроками сдачи готового жилья».

Выходит, что ни один из вариантов создания соцобъектов не идеален. Городской оборачивается подорожанием квадратных метров. Областной, признаться, нравится больше, но он требует альтруизма от региональной казны (а с деньгами в ней сейчас трудно).

Если бы работа школ приносила доход, то частный бизнес нашел способ финансировать их строительство. А то будет, как в одном из малоэтажных районов: детский сад там появился. Только его городу никто не дарил (такого обязательства у девелопера не было), в казну его не выкупили. Потому садик работает как частный, взимая месячную плату две трети от средней зарплаты обитателей квартала.

Создание комфортной среды обитания – обязанность городских властей. Но средний класс, который покупает жилье в масс-сегменте квартирного рынка, для государства вроде пасынка. С одной стороны, он не настолько богат, чтобы что-то бескорыстно жертвовать стране, как представители элиты. А с другой – слишком самостоятелен (в отличие от получателей бесплатных квартир).

Похоже, для решения проблемы нужна общественная перестройка: например, подъем налога на недвижимость, но четкое понимание, что деньги пойдут именно на те же детские сады. Впрочем, повысить налоги – это сделают быстро, а вот добиться ввода детсадов будет непросто.


МЕЖДУ ТЕМ

По итогам 2013 года за счет инвесторов в Петербурге построены 2 детских сада и 1 школа, в 2014 году – 9 детских садов и 5 школ.

К вводу в 2015 году планируется возвести 2 школы на 1800 мест и 9 детских садов на 1355 мест. В настоящий момент инвесторы проектируют и строят более 70 объектов социальной инфраструктуры.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5505) от 22.07.2015.


Комментарии