Держите эмоции под контролем

«Что делать, если отказали, и как делать так, чтобы не отказали» – так назывался очередной семинар проекта «Правовая опора граждан с инвалидностью с детства и их семей» (подробнее о проекте см. «Отсуди у бюрократа» в номере от 6.03.2015 г.). Едва ли не главным залогом успеха в борьбе за свои права организаторы семинара и приглашенные эксперты назвали даже не правовую грамотность, а... умение справиться с собственными эмоциями.

Держите эмоции под контролем | ФОТО majivecka/shutterstock.com

ФОТО majivecka/shutterstock.com

– Зачастую эмоции у нас настолько накалены, что мы неспособны внятно выразить свою проблему. Начинаем рассказывать обо всем, начиная со своего рождения, и нам кажется, что все это важно... Пока доходим до сути, нас уже перестают слушать, – обрисовала типичную ситуацию Ольга Безбородова, руководитель консультативно-правового отдела «ГАООРДИ».

Впрочем, не только личные беседы с чиновниками, но и официальные письма в инстанции, вплоть до заявлений в суд, порой напоминают «либо плач Ярославны, либо детские обращения к Деду Морозу». Как говорят авторы проекта, невозможно требовать от людей, испытывающих чувство горя от утраты, обиды на несправедливость, гнева по отношению к откровенной лжи, вовсе не проявлять эмоции. Но помочь грамотно оформить свои официальные обращения и осознать необходимость отделять факты от эмоций для достижения успеха нужно.

Для того чтобы облегчить этот процесс, к семинару подготовили брошюру, в которой доступным языком изложены этапы составления обращения и даны рекомендации по личному общению. Перескажем их вкратце.

Итак, чтобы составить правильное письменное (неважно, на бумаге или в электронном виде) обращение, которое поможет вам решить свою проблему, необходимо:

– определить жанр, т. е. форму обращения (например, заявление, жалоба, предложение), четко сформулировать его цель и обозначить адресата, т. е. именно тот орган власти, в полномочия которого входит решение вашего вопроса (кстати, привычка нашего народонаселения писать сразу губернатору или президенту отнюдь не ускоряет процесс избавления от проблем);

– составляя само послание, следует помнить, что оно пишется в деловом стиле. Эмоции, переживания, грубость, голословные обвинения ничем не помогут. Нужны факты и доказательства с четким описанием конкретного нарушения (или угрозы нарушения) ваших прав. При этом очень рекомендуется первой (после уважительного приветствия) строчкой в послании написать обоснование, по которому обращение адресовано именно этому чиновнику в этом органе власти;

– после описания проблемы (с обязательными ссылками на статьи законов, которые были нарушены или которыми вы хотите воспользоваться для реализации своих прав) необходимо столь же четко сформулировать, что вы ожидаете получить в результате этого обращения.

Дополнительные секреты переписки с чиновниками в том, чтобы не писать длинные послания убористым почерком (максимум полторы страницы шрифтом 12 – 14-го кегля, если необходимо, лучше сделать приложения к письму). И в том, что копии своего послания надо направить в несколько инстанций, причем указав это в самом обращении.

В общем, поговорка про чужой монастырь, в который со своим уставом не ходят, – в действии. Так что, если вы хотите получить пользу от общения с чиновниками, для начала научитесь говорить на их языке. Подкрепляйте свои высказывания и требования ссылками на законы, удерживайтесь от красочных прилагательных и эмоциональных всплесков и внимательно относитесь ко всем мелочам, кажущимся вам глупой формальностью.

Да, это не так просто. Но, как правильно пишут авторы брошюры: «Не рассчитывайте получить положительный результат, если думаете примерно так: «Почему это я должен за них делать их работу, если им платят за это зарплату!». Это пособие для тех, кто хочет добиваться результата, а не для тех, кому важна красивая поза».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (5485) от 24.06.2015.


Комментарии