Деньги за брак
Неудачная покупка как повод отстоять свои права
Покупатель всегда прав – эту незыблемую истину работники торговли должны знать, как «Отче наш». Однако помнят они о ней далеко не всегда. Права потребителя, четко закрепленные в законах, как федеральных, так и региональных, то и дело нарушаются. Например, тогда, когда человек приобретает некачественный товар. В этом случае, согласно статье 503 Гражданского кодекса РФ, покупатель по своему выбору вправе потребовать: его замены товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на устранение этих недостатков. Но, как сказал классик, суха теория...
РИСУНОК Виктора БОГОРАДА
Испорченная свадьба
– Я купила свадебное платье, – рассказывает Лида П. – Слегка подогнала его по фигуре, но (слава богу, еще до торжественной церемонии) оно вдруг разошлось по швам. Я пошла в магазин, намереваясь вернуть потраченные (и весьма немалые) деньги. Но мне отказали, сославшись на то, что купленный товар я уже частично видоизменила...
К сожалению, такие ситуации нередки. Продавец, к примеру, отказывается возвращать деньги за стиральную машинку с выявленным производственным браком потому, что она кое-где уже поцарапана. В таких случаях надо напомнить работникам прилавка ту же ст. 503 ГК РФ, в п. 5 которой указано, что при возврате покупателю уплаченных за товар денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или подобных обстоятельств. Как справедливо полагает законодатель, то, что товар оказался с грубыми нарушениями качества, – это не ваша вина. Вы вправе были начать его полноценное использование до выявления существенных недостатков, а не «молиться на него в углу».
Разумеется, если вы повредили или подвергли переделке качественный товар, то в его возврате вам откажут уже на полном законном основании.
В плену у коробок
– Квартира превратилась в какой-то ларек утильсырья, – жалуется Павел З. – По всем углам – упаковки от купленной бытовой техники. Давно бы все повыбрасывал, но жена не дает – почему-то считает, что, если вдруг выявится брак, без упаковки товар обратно не возьмут.
Заблуждение это достаточно распространенное. И можно предположить, откуда оно взялось. При возврате изделий без брака и недостатков, а просто не подошедших вам по размеру-цвету-фасону, наличие фабричной упаковки с бирками действительно необходимо. В случае же возврата некачественного товара надо вспомнить пункт 2 статьи 16 закона «О защите прав потребителей» (далее – просто закон). Там ясно указано, что если покупатель предъявляет претензии по поводу недостатков товара, то продавцу запрещается выдвигать какие-либо условия, не связанные с качеством данного изделия. А повреждение упаковки или даже ее отсутствие как раз не имеют отношения к заводскому браку.
«Находчивые» продавцы, однако, частенько играют на схожих понятиях, требуя от покупателей предъявления «полного комплекта» упаковочных материалов и при возврате бракованных товаров. Особенно часто такая уловка применяется, когда люди сдают забарахлившую бытовую технику. Отсюда и любовь многих российских граждан к превращению своих балконов и лоджий в музеи пустых коробок от купленных в разные времена пылесосов и микроволновок.
А без чека ты букашка
– В только что купленном телевизоре, – рассказывает Валерий А., – через неделю помутнел экран. Мастер сказал, что причина – заводской брак, и посоветовал вернуть телевизор в магазин. Но там у меня потребовали кассовый чек, а я уже успел его выбросить. В возврате мне отказали...
И это тоже, к сожалению, весьма распространенная ситуация. Работники торговли явно пользуются правовой неграмотностью покупателей. На самом деле в подобном случае можно смело ссылаться на пункт 5 статьи 18 закона, где указано, что «отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».
В конце концов, если на руках нет чека, то факт покупки товара у данного продавца можно подтвердить иными способами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, маркировкой и другими доказательствами.
Если и после этих демонстраций глубоких знаний законодательства вам отказывают в законных требованиях, то требуйте отказа возврата в письменном виде. На основании этого документа смело пишите жалобу в торговую инспекцию района или же в прокуратуру.
Неоговоренный ремонт
– Мы купили дорогой мобильный телефон, однако в скором времени он начал барахлить: не проходили звонки, не работали многие приложения, пропадал звук при разговоре, – не может скрыть своего негодования Ольга В. – Решили сдать обратно в магазин. Менеджер торговой точки растерялась, когда мы пришли и стали требовать возврата денег, потом долго совещалась с заведующей, после чего заявила, что сначала экспертиза должна подтвердить заводской брак. Мы отдали телефон, составили акт. А через две недели нам позвонили и заявили: «Ваш телефон отремонтирован – забирайте!».
К сожалению, здесь также налицо не очень грамотное поведение покупателя. В подобных случаях возьмите за правило: излагайте свое требование вернуть деньги конкретно и в письменном виде. Также следует помнить, что, выбрав определенное требование, покупатель не вправе изменить его в процессе исполнения. Допустим, вы решили заменить бракованный товар на такой же качественный. Как гласит статья 21 закона, срок выполнения вашего требования не должен превышать 20 дней. И если вы в период этого срока передумаете или устанете ждать, то потребовать возврата денег уже будет нельзя.
Изменить свое требование, отказавшись от прежнего, и выбрать новое по своему усмотрению можно будет лишь в том случае, когда магазин нарушит срок выполнения первоначального. Тогда у вас появляется выбор – право требовать неустойку и ждать выполнения первоначального требования либо настаивать на изменении своих желаний. При этом рекомендуем ссылаться на статью 23 закона.
Не исключено, конечно, что вам предложат устранить недостатки товара, и вы на это согласитесь. В соответствии со ст. 20 закона, срок данной процедуры, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. Если во время устранения недостатков выяснится, что срок соблюсти не удается, вы можете заключить дополнительное соглашение о новом сроке.
В долгий путь,
на экспертизу
– Купила себе брендовые итальянские сапоги, о которых давно мечтала и на которые долго откладывала деньги. Но через неделю аккуратной носки у них подвернулся и отвалился каблук. Хотела сдать обратно, а магазин отправляет на экспертизу! – такую историю поведала Татьяна Н.
Работники торговли не пренебрегают такой удобной уловкой, как отсрочка выплат за бракованный товар. Производственный брак, конечно же, налицо, и экспертиза его выявит, однако те средства, которые надо было выплатить сразу, еще «прокрутятся» в товарообороте и принесут доход. И чем нерасторопнее будут действовать эксперты, тем больше дивидендов получит с «зависших» денег бизнесмен. Поэтому и работникам в торговом зале установка дается соответствующая – тянуть время и отправлять на всевозможные экспертизы, ожидая результатов.
Нередко покупателю при этом заявляют, что срок экспертизы якобы не оговорен. Не верьте! Пункт 5 ст. 18 закона гласит: «Экспертиза товара проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя». Если вы планируете, к примеру, сдать дефектное изделие и получить назад уплаченные деньги, а продавец настаивает на проведении экспертизы, то, в соответствии со ст. 22 закона, на данное мероприятие магазину отводится максимум 10 календарных дней.
Если же вы сдаете на экспертизу товар длительного пользования, как, например, ноутбук либо телевизор, то при предъявлении вами соответствующего требования продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить вам на весь период ремонта похожий товар. Причем обеспечив доставку за свой счет. С единственной, правда, оговоркой – это правило не распространяется на некоторые товары длительного пользования, перечень которых установлен правительством Российской Федерации.
Потребитель, кстати, вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Судебной же процедуры бояться не надо – практика применения закона показывает, что суд, как правило, встает на сторону подавшего иск обиженного потребителя. Однако при грамотном применении механизмов защиты своих потребительских прав в большинстве случаев можно отстоять свои законные интересы, не доводя дело до суда.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5451) от 05.05.2015.
Комментарии