«Дельфинья» индустрия

Конференции «Морские млекопитающие Голарктики» регулярно проводятся уже четырнадцать лет каждые два года в одном из городов России или ближнего зарубежья. Организует их. Совет по морским млекопитающим России — некоммерческая организация, объединяющая специалистов по изучению и охране этих животных. В нынешнем году честь принять конференцию во второй раз выпала Петербургу. Площадкой для проведения форума стал детский экологический центр ГУП «Водоканал». О проблемах, которые обсуждались на конференции, сегодня рассказывает ее участник зоолог и постоянный автор нашего раздела Анна ГУСЕЛЬНИКОВА.

«Дельфинья» индустрия | ФОТО Татьяны ИВКОВИЧ. <br> В Мировом океане косатку можно встретить практически повсеместно. Место ее традиционной «прописки» в России — у Курильской гряды и Командорских островов.

ФОТО Татьяны ИВКОВИЧ.
В Мировом океане косатку можно встретить практически повсеместно. Место ее традиционной «прописки» в России — у Курильской гряды и Командорских островов.

Для начала — что значит Голарктика и кто такие морские млекопитающие? Голарктическая область, или Голарктика (от греч. Holos – «весь» и arktikos - «северный»), – флористическая и зоогеографическая область суши, границы которой для растений и животных не совпадают. Что же касается морских млекопитающих, то к ним относятся киты, дельфины, ластоногие (тюлени, моржи, морские львы и котики), каланы и белые медведи.

Несмотря на «глобальное» название, конференция сосредоточилась на одной проблеме: отлов и содержание китообразных в неволе.

В России давно функционирует несколько зрелищных дельфинариев, ставших во многих городах таким же привычным видом развлечений, как парк аттракционов или цирк. Огромной популярностью пользуются шоу с участием морских животных, плавание с дельфинами в закрытых бассейнах. В последнее время, однако, «дельфинья» индустрия оказалась в центре внимания ученых и общественности. Причин тому несколько: это и появление большого числа передвижных дельфинариев типа цирка-шапито, и массовый живоотлов белух в Охотском море, а главное – отлов косаток (именно так! Не путайте с касаткой – деревенской ласточкой) для строящегося в Москве океанариума и продажи за границу.

Основное, что беспокоит профессиональных зоологов, – отсутствие научного подхода в выдаче квот для отлова. Так, по оценкам специалистов, в Охотском море можно вылавливать не более 42 белух в год без ущерба для местной популяции. Однако за последние два года там были официально отловлены в общей сложности более 140 этих животных. Бригады ловцов, вместо того чтобы равномерно распределить нагрузку по всему региону, сосредотачиваются в нескольких точках и каждый год изымают оттуда зверей, что неизменно отражается на их численности в конкретном районе. Тревогу у ученых вызывает также отсутствие контроля самого процесса отлова со стороны государственных структур. Во время отлова многие животные погибают –_ их останки неоднократно выносило морем на побережье близлежащих островов и бухт. Какова же реальная численность изымаемых из популяции белух, живыми или мертвыми? Этот вопрос пока остается без ответа...

Представителей общественности в большей степени волнует морально-этическая сторона проблемы. Методы отлова и транспортировки, условия содержания морских зверей во многих случаях вызывают у защитников животных серьезные претензии. Одна из секций конференции была специально посвящена вопросам содержания морских млекопитающих в неволе.

На секции, в частности, был заслушан доклад представителя центра защиты прав животных «Вита» Ирины Новожиловой о переездных дельфинариях. Их деятельность нарушает ряд законодательных норм, отметила докладчица. Дельфинарии часто используют краснокнижных дельфинов в коммерческих, а не культурно-просветительских целях (предписанных лицензией Росприроднадзора), животные при въезде в город не проходят карантин, качество бассейновых вод не соответствует утвержденным стандартам... Заметим, что речь идет о стандартах, разработанных для эксплуатации бассейнов человеком, _ в законодательстве России попросту не существует подобных нормативов для дельфинов или ластоногих. Нам еще предстоит пройти тот путь, который давно преодолен многими зарубежными странами. По словам Ирины Новожиловой, некоторые переездные дельфинарии практикуют замену чипов у своих животных. Век дельфинов, содержащихся в крытых мини-цистернах, короток, но можно «продлить» жизнь любимцу публики, передав его чип и имя новому подневольному артисту.

Особый резонанс в обществе, как уже было сказано выше, вызывает отлов косаток. Косатки _ крупные и высоко социальные животные, создать для них надлежащие условия чрезвычайно трудно. При отлове разрушаются семьи, которые у этих животных гораздо прочнее, чем у людей. В процессе отлова и при дальнейшей передержке косатки, как и другие дельфиновые, часто гибнут. Тем не менее в последние годы в нашей стране были отловлены несколько молодых особей этого вида.

Вопрос о гуманности содержания косаток в неволе, новый для россиян, в других странах давно уже перестал быть предметом дискуссий. Доказательством тому служит документальный фильм «Черный плавник» (Blackfish), привезенный из США, показ которого для всех желающих прошел в рамках конференции. В центре фильма – судьба самца косатки по имени Тиликум, убившего опытную дрессировщицу во время представления на глазах у публики. От постоянного дискомфорта косатки, живущие в океанариумах, зачастую делаются агрессивными и опасными для человека. «Стоит ли ради развлечения подвергать риску жизни людей и животных?» — задают вопрос создатели фильма.

После просмотра зрители имели возможность задать свои вопросы российскому специалисту по косаткам Татьяне Ивкович, гостье из Америки Наоми Роуз, ведущему специалисту по содержанию китообразных в неволе, и кинорежиссеру-документалисту Гаянэ Петросян. Наоми Роуз поведала зрителям о так называемом эффекте Блэкфиш — оказывается, этот фильм оказал огромное влияние на публику в США, после его выхода на экран многие люди предпочли отказаться от посещения океанариумов, в которых содержатся косатки и другие морские звери.

Альтернативу дельфинариям защитники китов и дельфинов видят в организации особых туров по наблюдению морских млекопитающих в дикой природе – так называемого вэйлвотчинга. В России этот вид туризма пока не развит. Да и морей, на которые можно было бы поехать наблюдать китов, у нас не так много — Северный Ледовитый океан мало привлекателен для туристов. Сможем ли мы удовлетворить наши потребности в общении с дельфинами гуманными и современными методами?



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5333) от 05.11.2014.


Комментарии