Дайте отдышаться!

Было жарко и душно. Пять минут на солнцепеке – вечность. Уже не было сил стоять на остановке и ждать, когда же придет этот злополучный автобус... Но вот он наконец появился. Открылись двери, и из салона прямо-таки вывалилась полная дама. Со словами: «Ну наконец-то воздух». Эта картинка и натолкнула на мысль об эксперименте: поездить на городских автобусах, подышать, так сказать, салонной атмосферой. Поехали!

Дайте отдышаться! | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

157-й маршрут ходит из Купчина в Невский район. Автобус как автобус: бегущая строка, предупреждение о ведущемся видеонаблюдении, повсюду рекламные плакатики (11 штук).

Душновато.

«Есть ли у вас кондиционер?» – этот вопрос вызвал у кондукторши оторопь. Очевидно, она подумала, что пассажирка не в себе. «Откройте форточку, и будет кондиционер», – ответила скороговоркой и удалилась в противоположный конец салона. Похоже, опасалась продолжения разговора. Ведь следом непременно прозвучало бы, что все форточки и люки на потолке и без того открыты, но все равно свежести не ощущается.

Другие пассажиры промолчали, хотя было видно, что вопрос их явно заинтересовал. Молодая женщина принялась крутить головой направо-налево, рассматривала стенки. «А вот же у вас какие-то дырки. Это не кондиционер?» – громко спросила она. Но кондуктор «не услышала», занятая попытками еще на миллиметр отодвинуть оконное стекло. Так что назначение «дырок» по периметру салона так и осталось неизвестным.

В этот момент автобус выкатил на вантовый мост через железнодорожные пути и проблема духоты отступила. Каждый раз на этом путепроводе, а еще на Митрофаньевском, дух захватывает, когда из спально-промышленного далека видишь Исаакий и золоченые купола соборов поменьше размером и значением. Прекрасный вид настроил на благодушие. Так что в глаза бросились чистенькие остановки с мощными антивандальными сетками... Впрочем, даже такую остановку – на улице Седова – какой-то гад умудрился распороть. Автогеном, что ли?

Духота 157-го показалась свежестью по сравнению с микроклиматом в салоне автобуса № 8В, на котором я планировала доехать от «Ломоносовской» до площади Александра Невского. Задняя дверь у него не работала, поэтому народ скопился в передней части. Там во время остановок еще можно было набрать в легкие относительно свежего воздуха.

Сзади был ад. Но зато были и свободные места. Мрачный кондуктор не пожелал проследовать за мной в конец салона, издали потребовал передать плату через других пассажиров. А сам остался около спасительной форточки. Учитывая сломанную дверь и угрюмое измученное лицо кондуктора, даже не стоило начинать разговор о кондиционере.

Бегущая строка между тем работала. На ней кроме всего прочего время от времени «проезжала» температура воздуха за бортом нашего «лайнера»: плюс 24 градуса. Сколько было «на борту», бегущая строка не сообщала.

И вновь пережить тепловой стресс помог вид с проспекта Обуховской Обороны на другой берег Невы – на Малоохтинскую набережную. Редкостная архитектурная мешанина. Тут вам и «сталинки» Заневского проспекта, и циклопический стеклянный «утюг», и купол Успенской церкви, и опять-таки стеклянный девятиэтажный многогранник... Наталкивает на размышления об урбанистике и – отвлекает от проблем с дыханием.

Далее – 27-й автобус: через мост Александра Невского и прямо к Ладожскому вокзалу. Граждане, да это же просто ужас какой-то! Бегущая строка без смущения выдавала правду: в салоне температура колебалась от плюс 31 до 32. Кондуктора вообще не было видно. Рыжий жилет валялся на положенном месте, а человека в жилете не было. Сам человек – молодая симпатичная особа в очень открытом сарафанчике — помирал на откидном сиденье прямо под открытым окном.

«Есть ли у вас кондиционер?» Признаться, вопрос застрял в горле, когда она подняла измученное лицо и попыталась улыбнуться: «Вы думаете, я бы так мучилась, если бы он был?» В общем, в течение 20 минут мы мучились вместе. Впрочем, «Пассажиравтотранс» слегка помог пережить душегубку – изрядно пошутил. В липком без единого дуновения воздухе вдруг прозвучало: «Следующая остановка Ладожский вокзал – Ladogski railway station». Мол, знай наших, и мы готовы интуриста принимать!

Потом был 123-й. Сначала полегчало, ведь маршрут пролегал мимо кладбищ. Хоть и печальные места, но все же зеленые зоны. Но в промежутках между кладбищами было совсем плохо: наверное, по контрасту. Про кондиционер говорить уже не хотелось. Отчасти из-за недружелюбной кондукторши, отчасти потому, что и без разговоров все было ясно. По спине текло, а в голову лезли крайне неприятные мысли о том, что на днях в доме отключили горячую воду.

И тут порадовала одна деталь: сразу несколько дам (около десятка), войдя в салон, достали из сумочек веера (какая предусмотрительность!) и... салон превратился в Салон. Это было хорошо, приятно и красиво. Хотя духоты не разгоняло!

Доехали до Озерков. На берегу Верхнего Суздальского озера удалось продышаться. В ожидании следующего автобуса.

Маршрут № 38. Деревенская дорога, частный жилфонд за высоченными заборами... А асфальт здесь, на Большой Озерной улице, – то яма, то канава. Либо на внедорожниках ездят, либо на вертолетах. Во всяком случае в услугах городского транспорта здесь, похоже, мало кто нуждается. Так что чудо, что он вообще имеется в этих краях, даже и без кондиционера. Обстановка в автобусе домашняя, уютная. Вот пожилая и очень душевная кондуктор просит водителя тормознуть и... идет на колонку за водой. Горстка пассажиров беззлобно шутит, мол, можно водичкой приторговывать. Кондуктор доброжелательно отшучивается. Благодать.

Автобус делает огромный круг по «сельской местности» и возвращает меня в грохочущий и пыльный город. 86-й автобус (Выборгская сторона) – духота, кондиционера нет (или не работает). 14-й (Петроградская сторона) – духота, кондиционера нет (или не работает). Кондуктор в 14-м – шутник попался – успокоил: «А вы не волнуйтесь и помните, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти».

Вот так «плохо» добралась до «Горьковской». Думаю, здесь-то, в туристической Мекке, точно отдышусь. Увы.

Автобус # 46. Маршрут круче, чем многие экскурсионные: Троицкая площадь, Мечеть, Троицкий мост, памятник Суворову, Летний сад, Моховая... И духота такая, что хоть плачь. Девочка лет девяти-десяти и правда расплакалась: «Мама, можно я высунусь в окно? Ну почему так жарко?» – «Потому что мы в Петербурге. А это большой город», – отвечала мама. «Потерпи. Сейчас мост переедем, а потом будем ездить только на такси», – подбодрил дочку папа-турист.

Они действительно вышли у Марсова поля. А мы поехали дальше. Было очень плохо. Но, пожалуй, хуже всего было положение водителя. На его багровое лицо с ручьями пота было страшно смотреть. Хорошо еще водительская кабина имела отдельный вход, и он ехал, не закрывая дверцу. А противнее всего было то, что на боковом стекле автобуса были наклеены несколько знаков, символизирующих уровень комфорта и цивилизации: GPS-ГЛОНАСС, доступная среда для инвалидов, низкий пол и места для колясок и... система климатконтроля. Если кто не знает: это стилизованный термометр синего цвета, с одной стороны которого нарисована снежинка, с другого – солнышко. Солнце с неба пекло нещадно, о снежинке оставалось только мечтать.

К слову: о закупках новой техники горожане слышат ежегодно. Так, только в 2015 году, по официальной информации «Пассажиравтотранса», было приобретено 65 автобусов европейского класса «ВОЛГАБАС 6271-0000010». Модель, как рассказывали в прошлом году руководители «Пассажиравтотранса» и комитета по транспорту, оснащена системой кондиционеров, расположенной по периметру салона.

Также в прошлом году куплено 80 штук «МАЗ-203085», на которых, по документам, установлены «кондиционеры Aerosphere 350 с блоком микроклимата».

И еще «ЛиАЗы». И «МАЗы»... Где они? Хочется отдышаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5730) от 27.06.2016.


Комментарии