Давай краба!

Крабовое мясо – продукт деликатесный. И очень-очень для человеческого организма полезный. Хочешь сохранить молодость, избавиться от «плохого» холестерина, избежать неполадок с сердечком, иметь светлый рассудок и цепкую память – ешь-жуй крабовое мясо! Если, конечно, кошелек позволит.

 Давай краба! | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Король
морского дна

Полторы тысячи кровных рубликов за килограмм деликатеса – денежка немалая. Так что мечтай и облизывайся... Мечтать придется недолго, убеждают эксперты Российской ассоциации добытчиков краба (есть такая профессиональная организация в нашей стране, базируется на Дальнем Востоке). На днях ассоциация обнародовала текущую ситуацию в крабовом промысле и озвучила свое «видение» перспектив.

На нынешний год есть квота вылова: 56,7 тысячи тонн. В планах следующего года – без малого 72 тысячи тонн. Добывают в российских водах синего краба, крабов-стригунов опилио и бэрди и, конечно же, широко известного, самого ценного камчатского (королевского) краба. Правда, доля последнего в общем вылове невелика – всего 5 тысяч тонн. А еще совсем недавно – с 2006-го по 2013 год – его добыча была полностью под запретом. Из-за катастрофического снижения популяции.

Теперь же ученые Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии дали отмашку: ловить можно! Через пару лет без вреда для популяции можно будет добывать 20 – 25 тысяч тонн камчатского краба. И цены на крабовое мясо в результате могут снизиться наполовину. «Оценки грубые, – признаются эксперты, – так как у крабового рынка до сих пор нет оптовиков и нормальной логистики».

В магазины и рестораны продукцию поставляют сами добытчики, которые не слишком опытны в таких вопросах. Вспоминают прошлогоднюю историю, когда в Москву привезли огромную партию морского деликатеса, а продать не смогли. Вернули товар на Дальний Восток. И с трудом пристроили его, лежалый, на экспорт в Южную Корею.

Сейчас только 10% выловленного в нашей стране краба идет на внутренний рынок. Весь остальной улов продается за рубеж. В основном в Японию, США, ту же Южную Корею и Китай. Увеличение вылова и снижение стоимости должны изменить распределение улова в пользу внутреннего рынка. И у оптовиков, скорее всего, появится интерес к этому дару моря.

Все годы вплоть до настоящего времени российские запасы крабов эксплуатируются не только нашими, но и японскими краболовами. А также... браконьерами. Сводки с крабово-морской нивы, как с поля боя: «В Охотском море задержано судно под флагом Камбоджи с 40 тоннами живого краба»... «За незаконный вылов краба в Приморье осужден капитан судна под грузинским флагом»... «Пограничники задержали две шхуны с незаконным крабом на борту. Выясняется, кому принадлежат шхуны»...

Дальний Восток, он и есть – дальний. У нас же, почти под боком, тоже морской деликатес обитает...


Новая хата отшельника

Вот только не надо сей момент мчаться к Финскому заливу. Хотя какое-нибудь ракообразное существо из-под каменного валуна, может быть, и выудишь, но только не камчатского краба. Камчатские обитают – сказано же «ПОЧТИ под боком» – в Баренцевом море.

Но там не «родовое гнездо» королевского ракообразного. В Баренцево камчатского краба... переселили. Первые попытки были предприняты еще в начале 1930-х годов. Но тогда что-то не заладилось с перевозками особей. Новоселье случилось только через три десятка лет и было... забыто. Спустя еще какое-то время появились любопытные «свидетельские показания».

* 3 августа 1974 года в Баренцевом море специалистами-биологами выловлен первый камчатский краб. Добыт тралом на глубине 150 метров, размер панциря – 20 сантиметров.

* 15 сентября 1976 года пойман краб необычных размеров. Вес – 4 килограмма 250 граммов.

* 5 июля 1999 года с большим поселением крабов столкнулись участники проекта «Российские подводные экспедиции».

Вот что записали участники проекта в своих рабочих дневниках: «Один из крабов сидел в зарослях водорослей и деловито перемалывал своими челюстями морскую звезду. Другой – доедал морского ежа. Некоторые просто перебирали морские камушки, счищая с них водоросли. До начала экспедиции местные жители рассказывали, что крабы едят все подряд, проходят по дну моря, как комбайн...»

Пятнадцать лет назад это казалось кому-то забавным, кто-то не верил россказням аборигенов. Но потом ученые забили тревогу. Вселившийся в район с обилием пищи и отсутствием врагов краб начал бурно размножаться. С одной стороны, вроде бы и неплохо: вон сколько деликатеса ползает по дну морскому! С другой стороны, переселенцы-отшельники начали жрать все, что было для них съедобно, нарушая, таким образом, биоресурсный баланс Баренцева моря. А это уже биологическая катастрофа. Чтобы ее предотвратить, российско-норвежская комиссия по рыболовству увеличила квоты на добычу крабов в Баренцевом море.

Но и северные крабы уходят большей частью на экспорт.


Две мясные разницы

Массовый потребитель довольствуется имитацией крабового мяса. Продукции до недавнего времени – до падения рубля – чуть ли не копеечной.

«Крабовое мясо. Охлажденное» – пропечатано на 200-граммовой вакуумной упаковке. Дальше потребуется лупа, чтобы узнать, из чего «мясо» сделано. Все «выходные данные» – микроскопическими буковками. Читаем: «Крабовое мясо. Имитация из сурими. Состав: фарш рыбный сурими, вода, крахмал, масло растительное, сахар, соль, белок яичный. Пищевые добавки: ароматизатор идентичный натуральному крабовый. Красители: кармины, масло смолы паприки. Произведено из мороженой рыбной продукции».

Все понятно? Понятно: никакое это не крабовое мясо в исходном его исполнении. Вся ингредиентная составляющая – точная копия крабовых палочек. Отличие только в форме самого продукта.

Обман покупателя? Ничуть. Просто маленькая хитрость производителя. Сродни той, что позволяют себе производители сгущенки или тушенки. А именно: настоящее сгущенное молоко может называться так, если в нем есть только молоко и сахар. Все остальное – с ингредиентами растительного происхождения, со всяческими добавками – будет «сгущенкой». Мясные консервы, состоящие только из мяса, соли и парочки специй (черный перец горошком, лавровый лист), – это тушеное мясо. Если в консервах есть иные наполнители, то – «тушенка».

Так и тут: «крабовое мясо» – это имитация. Настоящий же продукт будет именоваться иначе: МЯСО КРАБА. И искать его надо в универсамах и супермаркетах среди товаров премиум-класса. Соответственно, не по бросовой цене. Хотите положить на зубок вторую фалангу крабовой конечности, готовьтесь раскошелиться как минимум на триста рубликов.

В «раскладке» мяса краба – свои премудрости. Самой лучшей частью камчатского краба считается первая фаланга, в ней содержится больше всего крабового мяса. Первую фалангу различают еще и по размерам: «экстра» (15 – 22 см), «стандарт» (7 – 15 см) и «мелкая». Есть еще вторая и третья фаланги – с меньшим весом, диаметром и длиной.

Есть часть мяса под названием «кулак» с плотной консистенцией. Повара навороченных рестораций считают его оптимальным для приготовления роллов и супов. Есть еще «коленце» и «розочка краба».

Но все это удовольствие, как понимаете, не для массового потребителя.

Еще в XII веке японцы придумали продукт под названием «сурими». Это был белый рыбный фарш, из которого лепили полуфабрикаты в виде колбасок, сосисок и колобков. Сурими варили, жарили, готовили на гриле. Но конечный продукт получался на удивление безвкусным. Потом ушлые бизнесмены снабдили сурими добавками, ароматизаторами и красителями и замаскировали его под крабовое мясо. Так появился продукт-обманка, который завоевал почти весь мир, а в США, Европе, России стал просто суперпопулярным. И только сами японцы остались верны традициям – в их рационе имитация крабового мяса занимает только 10% от всех блюд из сурими.

Наши производители мясо сурими позиционируют как мясо белых рыб. На самом же деле этим термином зачастую обозначают отходы промысла – мелкую, поврежденную рыбу. Она и становится основой имитированного продукта.

Но даже имитация может быть разного качества. «В составе качественного продукта, – раскрывают секрет технологи, – не должно быть муки.

Поэтому лучше всего выбирать такой товар, где сурими значится на первом месте». Крахмал должен быть в имитированном продукте. Но лучше, если это крахмал картофельный – дорогой. Продукт, замешанный на дешевом крахмале, получается серым, ломким и невкусным. Качественная имитация – белоснежная, эластичная и легко разворачивается в полотно.

Как сообщает Петростат, в апреле значительный рост цен отмечался на муку пшеничную – 6,5%, рыбные консервы – 6,3, рыбу лососевых пород – 4,9, чай черный – 4,6, растворимый кофе – 4,1, кондитерские изделия – 3,4%. Снизились цены на яйца – 2,2%, сахарный песок – 1,9, печень говяжью – 1,5%. Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 1,9%. При этом помидоры стали дороже на 10,8%, морковь – на 5,4, капуста свежая – на 2,8%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах апреля составила 4489 рублей 21 копейку, что на 92 рубля 60 копеек выше, чем в марте.

Из непродовольственных товаров возросли цены на школьно-письменные принадлежности – 5,2%, моющие и чистящие средства – на 3,7, парфюмерно-косметические товары – на 2,6%.

Подорожали некоторые почтовые услуги: пересылка письма – на 13,3%, отправка телеграммы – на 4,0%.

Снижение цен отмечалось на услуги зарубежного туризма – 6,0% и на стоимость курсов обучения вождению легкового автомобиля – 2,3%.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5459) от 18.05.2015.


Комментарии