Чужое племя на  российском насесте

На птицеферме долгожданное событие: вылупились цыплята новой популяции. Со стороны - ничего особенного, птенцы как птенцы, пушистые, писклявые. А вот для селекционеров - успех: трехпородный перспективный гибрид. Пока еще без имени собственного, в документах проходит под кодовыми названиями, понятными только ученым.

Чужое племя на  российском насесте | Чтобы курочка снесла яичко, петух, в общем-то, не нужен. Но в курятнике он выполняет множество руководящих и организаторских функций. Контролирует утренний подъем и предотвращает конфликты. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Чтобы курочка снесла яичко, петух, в общем-то, не нужен. Но в курятнике он выполняет множество руководящих и организаторских функций. Контролирует утренний подъем и предотвращает конфликты. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Граф и его курочки

Про очередное свое достижение селекционеры госучреждения «Генофонд» рассказывают взахлеб. Птичка эта мясной «специализации». Но совсем не похожая на скороспелых бройлеров промышленных птицефабрик. Товарный вес набирает раза в два дольше фабричных, зато не требует многочисленных вакцинаций и особого рациона питания. В результате получается мясо с высоким содержанием всяческих полезностей - по-настоящему диетическое.

Птицеферма, где случилось селекционное прибавление, сама по себе уникальная - коллекционная. Сорок с лишним лет назад обосновалась на окраине Пушкина в поселке Тярлево как структурное подразделение Всероссийского НИИ генетики и разведения сельскохозяйственных животных (ВНИИГРЖ). Таких в России всего две. Другая - «дочка» Всероссийского НИИ птицеводства - работает в Подмосковье.

Коллекцию кур в Тярлеве собирают с 1974 года. Сейчас в ней насчитывается более четырех десятков пород и популяций. Большая часть - птица мясо-яичного типа. Четыре породы яичного направления, полтора десятка декоративных.

История многих уходит даже не во вчерашний день, а в глубокое прошлое. Например, более двухсот лет назад под «приглядом» самого графа Орлова-Чесменского была выведена особая порода кур с «ситцевым» оперением. Эдакая курочка Ряба, несущая яйца хоть и не золотые, но крупные. Птичка получила название орловская ситцевая.

Полтора столетия назад появилась юрловская голосистая (по названию местности - села Юрлово, где ее вывели). В процессе селекции скрещивалась птица китайского мясного и бойцового типа с местными курочками. Потом породу отселекционировали, «добавив» петухам продолжительного и звучного пения.

Почти четверть века - с 1929-го по 1953 год - селекционеры работали над выведением яичной породы русская белая. Скрещивали петухов-леггорнов (самая высокопродуктивная порода домашних кур средиземноморского происхождения) с местными «беспородными» курами. Потом работали над повышением их жизнеспособности, яйценоскости, над «утяжелением» яиц.

До 1990-х годов эта порода заселяла практически все птицефабрики страны. И дольше всех держалась на фабриках Ленинградской области. В те времена не очень-то распространялись о втором предназначении русской белой: порода оказалась интересной для биологической промышленности, изготавливающей особо чистые медицинские препараты, вакцины от вирусных заболеваний.

Генетический ресурс

Восемь пород из обширной коллекции тярлевской птицефермы созданы непосредственно здесь - в ФГПУ «Генофонд».

В свое время, скрестив полтавских глинистых кур (есть такие на ферме) и американских нью-гемпширов (и такие имеются) с гибридными петухами «Бройлер-6», вывели породу, названную царскосельской - крупную яйценоскую птицу. В 1985 году была зарегистрирована ленинградская ситцевая - быстрорастущая стрессоустойчивая порода. Потом наступили трудные для науки времена... Только в 2009 году, спустя почти четверть века, «Генофонд» получил авторское свидетельство на новую породу кур - пушкинская.

Особое направление селекционных изысканий «Генофонда» - воссоздание павловских кур, старинной русской декоративной породы.

Доподлинная история происхождения этой уникальной по своей красоте и грациозности птицы не сохранилась. Потому как мудрили над ней обычные птицеводы-любители, племенных записей не вели. В итоге получилась птица народной селекции из села Павлово Нижегородской губернии. Только к концу ХIХ столетия породу успели описать ученые селекционеры. Вскоре она практически исчезла.

Лет тридцать назад в Тярлеве была начата работа по восстановлению всего комплекса генов, присущих павловской породе и описанных полтора века назад. Сегодня «в работе» у генетиков павловская белая, павловская золотистая, павловская серебристая. Правда, с названиями ученые осторожничают. Говорят, что это, скорее всего, будет некая «новопавловская» порода птицы.

- На двух коллекционных фермах - у нас и в Подмосковье, а также в частных коллекциях птицеводов сохранилось примерно 85 пород и породных групп. 30 из них - отечественного происхождения, - рассказывает доктор биологических наук заведующая отделом генетики и разведения сельскохозяйственных птиц ВНИИГРЖ Ольга Станишевская. - Именно местные породы птицы являются ценным генетическим ресурсом. Они могут не обладать высокой продуктивностью, но зато более устойчивы к болезням и дают продукцию отменного качества.

Осторожно: птичий грипп!

Однако вот какой парадокс получается. С одной стороны, куриным мясом и яйцами Россия себя с лихвой обеспечивает. И даже на экспорт излишки отправляет. Та же Ленинградская область выпускает сегодня куриных яиц в шесть раз больше, чем нужно для удовлетворения собственных потребностей. И куриного мяса - в пять с половиной раз больше, чем может съесть сама. С другой стороны - для обеспечения бесперебойной работы птицеводческой отрасли Россия ввозит и генетический материал, и живую птицу, и инкубационное яйцо (чего в советское время никогда не было).

В те годы, если начинали строить новый птицекомплекс, первое, что возводили, - репродуктор и инкубаторий, формировали родительское стадо. «Мода строить птицефабрики без родительского стада появилась со второй половины 1990-х годов, - рассказывал президент Российского птицеводческого союза (Росптицесоюз) Владимир Фисинин. - Быстро организовывали товарное бройлерное производство, а потом по всей стране и миру начинали собирать инкубационное яйцо. В итоге дошли до того, что стали импортировать сотни миллионов штук, а вместе с ними и болезни птиц».

Введя в 2014 году продовольственные санкции, Россия вынуждена была не закрывать границы для ввоза племенного материала. А также семенного и посадочного. В этих направлениях импортозависимость страны колоссальная - Минсельхоз оценивает ее в 80 - 90%. И последствия мы сможем ощутить не только в отдаленной перспективе...

Тревожную «птичью» весть из Франции принесли информационные агентства. В стране произвели упреждающий убой птицы в «целях остановки распространения птичьего гриппа». Наш Россельхознадзор пояснил, что сегодня птичий грипп зафиксирован не только во Франции, но и в других странах Евросоюза. И тут же ограничил ввоз и транзит по территории России живой птицы и инкубационного яйца из ряда регионов Германии, Польши, Нидерландов, Швеции, Венгрии, Сербии, Чехии. И, в конце концов, пригрозил полным запретом на импорт птицепродукции.

В Минсельхозе прошло птицеводческое совещание на тему «как жить дальше». Позвали на него руководителей Федерального агентства научных организаций (ФАНО), ученых, чиновников, представителей отраслевых союзов и бизнес-сообщества. Приняли «неожиданное» решение: надо создавать в стране птицеводческий генофонд.

Обсудили механизмы совершенствования технологии ведения селекции и генетики, производства и переработки мяса, а также вопросы, связанные с ветеринарией и биологической безопасностью. И даже заглянули в светлое будущее, мечтая к 2025 году довести удельный вес производства товарной продукции от кроссов (т. е. гибридов) отечественной селекции по мясным курам до 25 - 30%, а по яичным - до 40 - 45%.

Правда, открытыми остались вопросы об объемах финансирования и мерах государственной поддержки предприятий, готовых заниматься формированием поголовья птицы отечественной репродукции.

Тем не менее наличие в Ленинградской области научной и практической базы позволило ФАНО рассматривать 47-й регион как площадку по созданию отечественного генетического фонда.

Несушка без стимуляторов

В Ленобласти сегодня три яичные и одна бройлерная птицефабрики, еще две птицефабрики смешанной специализации - выпускают и яйцо, и мясо бройлеров. Есть две племенные птицефабрики - «Лебяжье» и «Войсковицы», поставляющие на другие предприятия инкубационное яйцо и племенной молодняк. На птицефабриках «Роскар» и «Синявинская» комплектуются собственные родительские стада и нет зависимости от зарубежного инкубационного яйца.

Но и тут нужно признать: на всех промышленных птицефабриках региона содержатся кроссы зарубежной селекции. Тярлевский «Генофонд» промышленники в последние десятилетия как серьезного партнера не рассматривали. Фабрики не могут позволить себе выращивать «неспешную» птицу с длительным сроком созревания. Фабрика - это конвейер: гони быстрее, выдавай больше, рынок требует...

В птице «Генофонда» заинтересованы сегодня птицеводы-частники - фермеры, владельцы личных подворий. Им качество подавай: чтобы мясо птички было чистым - без вакцин, антибиотиков, искусственных стимуляторов роста. Чтобы несушка не на износ работала (каждый день по яйцу, через год - в ощип), а неслась «по-деревенски» - через день и давала яйцо крупное, с желтком ярким.

За молодняком такой птицы или за ее инкубационным яйцом и едут сюда заинтересованные птицеводы. Причем не только из Ленобласти, но и из других регионов России. Благо сейчас на развитие малых птицеводческих ферм многие регионы субсидиями помогают. Ленинградская область, например, в прошлом году на 34 миллиона расщедрилась. В нынешнем году еще больше обещает - 37 миллионов.

Однако и уникальная коллекция тярлевского «Генофонда», и работа здешних генетиков и селекционеров могут вписаться в глобальную программу создания в стране птицеводческого генофонда.

В прошлом году ученые получили трехлетний грант на 18 миллионов рублей от Российского научного фонда. Ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики Наталия Дементьева попыталась спрогнозировать ожидаемый результат:

- Если попросту, то берем самые ценные качества уже существующих пород и выводим новые с заданными свойствами. Инновационные геномные и постгеномные технологии увеличивают возможности для создания специализированных линий и новых кроссов птицы. А это в конечном итоге будет способствовать расширению ассортимента и повышению качества продукции птицеводства.

Ученые утверждают, что некоторые исследования, предусмотренные проектом, будут проводиться впервые в мире.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5881) от 02.02.2017.


Комментарии