Главная городская газета

Чудеса в Маркизовой луже

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Чудеса в Маркизовой луже | Офисная гавань уступила жилым «муравейникам». ИЛЛЮСТРАЦИЯ «Студии-17»

Офисная гавань уступила жилым «муравейникам». ИЛЛЮСТРАЦИЯ «Студии-17»

Двенадцать лет назад в Петербурге был объявлен амбициозный архитектурно-градостроительный конкурс. К его участию пригласили два коллектива из Москвы и три коллектива из северной столицы. Заказчики поставили перед участниками задачу: создать эскизный проект нового пассажирского морского порта на Васильевском острове, а заодно и сочинить концепцию застройки четырехсот гектаров будущих намывных территорий.

Речь шла о создании абсолютно нового морского фасада Петербурга. Кроме того, на образуемой «новой земле» должны были жить примерно двести тысяч человек. То есть почти столько же, сколько сейчас живут в Василеостровском районе. Требовалось выбрать планировочное решение для этого огромного пространства.

Все творческие коллективы работали интенсивно, в командах было примерно по 15 специалистов. На выходе у каждой группы получились и были выставлены на экспозиции по 20 квадратных метров только чертежей и иллюстраций. Были также представлены макеты и анимационные фильмы.

«Мы попытались в своем проекте сформировать на новых территориях среду центра Петербурга - с каналами, классическими прямыми улицами и проспектами, - вспоминает руководитель архитектурного бюро «Студия-17» Святослав Гайкович. - Предложили, упреждая моду, организовать новую жилую застройку в виде мелких, самодостаточных кварталов. Мы выполнили полную «развертку» Петербурга от северного до южного берега и предложили акцентировать новую гавань композицией из офисных центров. Эта композиция кардинально отличается от кластера сталактитов, столь привычных при взгляде на Нью-Йорк, например, или на деловой центр Москвы».

Предлагалось изолировать зону морского порта, отделив его естественным препятствием - каналом, с контролем при въезде. Помимо композиционного решения это важно и чтобы обеспечить безопасность, ведь порт - объект ограниченного доступа.

Здание терминала решалось как зримое «окно в Европу». У южного берега Васильевского должны были появиться три жилых острова с маринами (небольшими портами для яхт и катеров). Несколько важных идей было предложено «Студией-17» при решении других задач конкурса - организации паромного и круизного обслуживания, концепции конгресс-центра и т. п.

По тому же пути пошли и другие конкурсные команды. В каждом проекте присутствовали блестящие и просто здравые, удачные и достойные реализации идеи. Коллективы были готовы развивать их после окончания конкурсного этапа в стадию ППТ - проект планировки территории, а затем участвовать в дальнейших этапах проектирования. Компетентное жюри признало лучшим конкурсный проект московского архитектурного бюро «Резерв» под руководством известного зодчего Владимира Плоткина.

Однако по неизвестным причинам заказчик отклонил все конкурсные идеи.

Святослав Гайкович считает навязанный в итоге вариант «градостроительным преступлением»: иррациональное пересечение кривых улиц порождает серию кварталов малопригодной для застройки формы и несколько чудовищных по организации движения перекрестков. Однако прошло много времени и обратного хода нет, нельзя просто отменить это ошибочное решение, поскольку многие участки уже находятся в частной собственности. Многим поколениям жителей придется терпеть неудобства и дисгармонию застройки на этой территории.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook