«Чтобы что-то руками поделать»
Сегодня - День детских изобретений. Праздник международный, дата выбрана по дню рождения Бенджамина Франклина.Он, помимо того что один из отцовоснователей США, еще и изобретатель и изобретать начал ребенком: соорудил для рук-ног дощечки, которые увеличивали скорость пловца. В Петербурге (Франклин нам не чужой: был иностранным членом Петербургской академии наук) праздник имеют полное право считать своим профессиональным по меньшей мере 28 тысяч детей: столько посещают технические кружки. И, по данным комитета по образованию, ежегодный прирост в этих кружках - 10 - 14%.
ФОТО АВТОРА
И ведущие конструкторы «чешут репу»
В ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (РТК) заседание: ведущие конструкторы заслушивают доклад девятиклассницы из центра робототехники Президентского физико-математического лицея № 239. Барышня сделала робота, который играет в ладушки, но пластиковые суставы «рук» быстро стираются в порошок. «Можно ли создать суставы выносливее?» - спрашивает изобретательница. Конструкторы спорят, у девочки в глазах слезы: «Не так надо!». Ее спрашивают: «Ну а как?». Барышня излагает свое предложение. Его внедряют. Робот Грета взял «золото» на Всемирной олимпиаде роботов.
Такие ситуации, говорит Олег Шмаков, начальник отдела ЦНИИ РТК, случаются по нескольку раз в год. Звонят из лицейского центра робототехники и спрашивают, воплотима ли та или иная детская идея, «и ведущие конструкторы «чешут репу».
Из 180 петербургских учреждений дополнительного образования 41 ведет «технарские» программы.
- Наиболее востребованы информационные технологии, начальное техническое моделирование, робототехника, авиа- и судомоделирование, радиоэлектроника и все, что связано с космосом, - говорила в ТАСС Елена Спасская, начальник отдела воспитательной работы и допобразования комитета по образованию.
- Еще несколько лет назад в приоритетах были бассейн, английский язык, а сейчас родители говорят: нам бы, чтобы он руками что-то делал. Потому что дети действительно стали меньше «работать руками», - комментирует Анна Котова, замдиректора Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества. - Второе пожелание родителей - развивать интеллектуально.
В роли ледокола
В городе 20 лет проходит олимпиада по ТРИЗ - Теории решения изобретательских задач, в свое время предложенная Генрихом Сауловичем Альтшуллером; 16 лет проводится конкурс проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения». Президентский физмат-лицей четырежды в год устраивает конкурсы робототехники, а в лицейском центре робототехники занимаются 500 детей из разных школ. Больше двадцати направлений, от прикладной механики до программирования систем с элементами технического зрения. В минувшем декабре команда центра привезла уже третье «золото» со Всемирной олимпиады роботов: жюри впечатлилось роботизированной системой очистки Мирового океана.
В робототехнических выездных лагерях центра - по 6 - 8 уроков в день, за одну смену проходят полуторагодовой кружковый курс, к седьмому классу решают университетские задачи. Впрочем, не обольщаются:
- Просто школьная и университетская робототехника пока недостаточно развиты, это новые направления, - говорит Сергей Филиппов, руководитель центра. - Мы тут в роли ледокола. Но я надеюсь, что через 10 лет все эти задачки будут решаться в школе на кружках как обыденные.
Во всяком случае робот-барабанщик (он в 2009 году принес первой петербургской команде, участвовавшей во всемирной олимпиаде, «бронзу») сейчас в лицее изучается в пятых классах на курсе технологий - по-старому, на уроках труда.
От «Искателя» до «Экстремала»
В 2014-м ЦНИИ робототехники затеял кубок имени себя. Цель была, как вспоминает Олег Шмаков, чтобы «детские» роботы решали более-менее реальные жизненные задачи.
Институт построил большой полигон с испытаниями и препятствиями: буераки, камни, песок и самое сложное - лестница. Имитация хоть разбора завалов при ЧС, хоть работы на Марсе.
РТК принципиально не привязывается к конкретным продаваемым конструкторам. Дети лепят из того, что есть, - будь то «Лего», «Ардуино» или просто железные линейки.
- В 2014 году у нас были четыре участника, в 2016-м - 283 команды, 460 участников, - отмечает Олег Шмаков.
В кубке - два типа соревнований. Одно, «Искатель», попроще: дети управляют роботом, видя его. Второе, «Экстремал», сложное и приближено к реальным задачам: роботом управляют удаленно. В 2014-м номинация «Экстремал» пустовала. Сейчас в ней выступали половина участников.
В последнем финале Кубка РТК особо отличившиеся финалисты, школьник и студент, получили выдающийся «экспириенс» - совместную работу с космонавтом Олегом Новицким, находящимся на МКС. В институте идет космический эксперимент «Контур 2»: управление наземным роботом с орбиты, так вот в течение нескольких минут роботы, управляемые с МКС и с Земли, решали одну задачу.
Но пока такие вдохновляющие космические проекты - из ряда вон. Если Европейское космическое агентство планомерно ведет отбор школьных и студенческих опытов, которые потом на борту МКС проводит космонавт, то Северо-Западная федерация космонавтики держит кулаки, чтобы Роскосмос заслал на МКС хотя бы одну работу - десятиклассницы 139-й школы Калининского района: «Изучение поведения красок на различных поверхностях в условиях невесомости».
- Мы пытаемся достучаться до Роскосмоса, это ведь и их образовательная миссия, - говорит Ирина Исаева, координатор проектов.
Пока не достучались. Аргументы «у вас «Прогрессы» падают, вам надо кадры с малых лет готовить» пока на Роскосмос не действуют.
...Года через два у физмата № 239 появится новое здание, центр робототехники еще больше расширится. Но задача - расшириться не столько количественно, сколько качественно. Пик увлечения робототехникой - 10 - 12 лет; потом интерес угасает. Над тем, как удержать старшеклассников и студентов, тоже надо «чесать репу».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.
Комментарии