Что за фальшфасадом?
В этом году исполняется 100 лет, как в Петербурге... перестал существовать музей Лермонтова. Открытый в 1883 г. в здании Николаевского кавалерийского училища музей поэта - там, где сегодня на Лермонтовском проспекте мы видим памятник ему, после революции был сразу расформирован, а уникальные подлинники, ценные коллекции переданы в Пушкинский Дом, где сейчас и находятся.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Безусловно, Петербург это прежде всего город Пушкина. Не зарастает народная тропа на Мойку, 12. А к Лермонтову, который так страстно и смело откликнулся на смерть великого поэта, один, по словам Беллы Ахмадулиной, «заступился за него всею жизнью», у нас и идти некуда. Хотя есть исторический адрес и стены, на которых отражалась его тень, освещенная зыбким пламенем свечи, когда он писал «Бородино», работал над «Маскарадом» и «Демоном», наконец, сочинял стихотворение «Смерть поэта», за последние шестнадцать строк которого в марте 1837 года был выслан на Кавказ. Этот адрес: Садовая ул., 61, второй этаж, квартира № 1, - последнее, но все же уцелевшее жилье поэта в северной столице.
Уже десять лет, как этот большой пятиэтажный дом признан аварийным и постепенно расселен. Сегодня он закрыт фальшфасадом и опоясан железным забором. И только внимательный взгляд может увидеть на открытом куске стены рядом с закопченным и разбитым световым «фонарем» самодельную мемориальную табличку с портретом Михаила Лермонтова. Подлинная с бюстом Лермонтова работы скульптора Н. Дыдыкина, что была установлена здесь в 1962 году, демонтирована в 2006 году и находится в Музее городской скульптуры.
Доску, можно сказать, спасли от утраты. Она буквально висела «на одном гвозде», когда еще в январе 2002 года (!) наша газета обратила внимание петербуржцев на состояние лермонтовского дома. Вот как об этом было написано в заметке, названной «Погиб поэт...»: «Граждане! Эта сторона улицы у дома № 61 по Садовой опасна для жизни. Под этими словами подписался бы сам М. Ю. Лермонтов, который здесь жил... Дом продолжает разрушаться. Глядишь, и мемориальная доска на месте не удержится. И тогда слова Лермонтова «Погиб поэт...» приобретут современный смысл». Сбылось!
После было еще несколько публикаций не только в нашей газете, но и в других СМИ. Все надеялись и желали, что к 200-летнему юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова, который отмечали в октябре 2014 года, в квартире № 1 откроют его музей. Не сбылось!
А дом на Садовой - памятник регионального значения - и дальше продолжает разрушаться, хотя его принадлежность определена. Он передан в бессрочное оперативное управление Мариинскому театру. Здание намерены реконструировать под отель для гастролеров. Говорят, и Лермонтову среди них местечко найдется, но только не в тех апартаментах, что он занимал, проживая в Петербурге, а этажом пониже, потому что проект реконструкции не подразумевает создание мемориальной квартиры. Здесь согласны открыть центр изучения творчества Лермонтова. Но лишь на первом этаже дома, поскольку только так можно сделать отдельный вход.
Подобный вариант не устраивает градозащитников и энтузиастов, которые отстаивают свою идею - открыть здесь именно музей-квартиру поэта, а не что другое. И еще они опасаются, что от здания при его реконструкции останется лишь один фасад и дом утратит свою историческую идентичность. И тогда дух Лермонтова покинет его окончательно и вопрос о музее будет закрыт навсегда.
«Мы держим стены этого дома на своих плечах», - говорят градозащитники. С 2006 года они ведут хронику постепенного разрушения дома, а с 2013-го здесь действует инициативная группа. Это ее активисты повесили временную мемориальную табличку. Это они организуют каждое 3-е число месяца «лермонтовские чтения» на Садовой, 61, с привлечением общественности. Как известно, Лермонтов родился 3 октября 1814 года. А на последней акции в сентябре была даже составлена петиция, которую, по словам активистов, подписали несколько тысяч человек.
Вот и 3 октября у стен дома вновь соберутся его защитники и почитатели, а также жители Адмиралтейского района, которым надоело пробираться боком по узкому тротуару вдоль опасного здания. Разговор пойдет о том же - когда начнется ремонт и наконец-то появится определенность, каким образом здесь будет сохранена память о великом поэте и учтут ли при этом пожелания его поклонников.
Но давайте, всей душой любя великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, все же будем реалистами. Для музея-квартиры экспонатов нет и предметы быта той эпохи, даже если они будут собраны, не создадут необходимой атмосферы. Главное сейчас - скорейший ремонт здания, стен, что «помнят» поэта. Рукописи не горят, но старые дома с гнилыми деревянными перекрытиями очень даже быстро...
Комментарии