Что такое не везет

«Жаль, что мои ребята не увидят в Петербурге разводку мостов, чем так знаменит ваш город, – с явным сожалением сказала руководитель школьной туристической группы из Кировской области Тамара Осипова. – А они так хотели посмотреть на эту красоту – готовы были полночи не спать. Но, видно, не судьба. Не повезло...».

Что такое не везет | Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

Разговорились мы на Стрелке Васильевского острова, где Тамара, окруженная громкоголосой группой школьников, изучала карту и пыталась понять, где тут у нас Кунсткамера. По дороге туда и удалось коротко поговорить.

– Когда сама себе задаю вопрос, зачем я участвую в организации детских туров, иногда не могу найти внятного ответа, – поделилась она. – Разве что из какой-то внутренней потребности и желания показать ребятам, как много в нашей стране интересного. Потому что преодолевать все трудности, которые сопровождают подготовку тура и саму поездку, может только энтузиаст.

По оценкам экспертов, средние сутки пребывания иногороднего школьника в Петербурге (с учетом проживания, питания и экскурсионной программы) «тянут» на 1,5 – 3 тыс. рублей. Без учета дороги. И если в российской глубинке родители на двоих зарабатывают 40 тыс. в месяц, выложить за трехдневный вояж своего чада в город на Неве как минимум десятку не всем по карману.

– Подходящих для размещения школьников мест в Петербурге не так много, – рассказывает Тамара Осипова. – Отелей-то хватает, но платить по 2 – 3 тыс. рублей в сутки за номер для нас слишком дорого. Поэтому приходится довольствоваться общежитиями или ведомственными гостиницами, в которых цены божеские. Там хоть и «удобства» нередко на этаже, но зато недорого.

Однако финансовый вопрос не самый принципиальный. Осипова признается: порой убедить родителей в необходимости поездки, а также собрать нужную на нее сумму оказывается легче, чем получить массу разрешительных документов. Когда она перечисляет длинный список нужных бумаг, понимаешь, почему этим видом туризма занимаются весьма ограниченное число специалистов и компаний.

– Это тот самый случай, когда проще вообще ничего не делать, – говорит моя собеседница.

Статистика и в самом деле неутешительная. По оценке директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Екатерины Шадской, в период с 2005-го по 2014 год число школьников-экскурсантов в стране снизилось с 3,36 до 2,25 млн человек. А в Петербурге, согласно проведенным опросам, лишь 14% образовательных учреждений отправляют ребят в туристские (свыше суток), а 21% – в экскурсионные (менее суток) поездки. Характерный пример привела одна из представительниц системы образования Василеостровского района: по ее словам, недавно целой группе школьников пришлось отказаться от поездки по острову только потому, что в присланном для них автобусе оказался неисправным один ремень безопасности. «И никакие доводы в пользу того, что в группе 40 детей, а мест в автобусе около 50, не подействовали», – посетовала она.

Почему ребятам из Кировской области так и не удалось увидеть разводку питерских мостов? С 1 мая 2016 года вступили в силу изменения, регулирующие размеры штрафов за нарушение правил организованной перевозки группы детей. И если раньше за это могли только пожурить, то теперь нарушителей ждут суровые наказания. К примеру, если поймают за перевозкой детей в ночное время (с 23.00 до 6.00), водителя ждет штраф 5 тыс. рублей (или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев), должностное лицо – 50 тыс., юридическое – 200 тыс. рублей. А поскольку мосты разводят как раз в этот промежуток времени, чаще всего дети остаются без зрелища.

«Если говорить о школьном туризме в Петербурге, то сейчас в нем две проблемы: запрет на ночные автобусные экскурсии и нехватка дешевого, но качественного размещения, – подтверждает генеральный директор одной из питерских фирм Ирина Кольцова. – И если с запретом возить детей ночью по автомагистралям я могу согласиться, то почему под действие этой нормы попали экскурсионные поездки внутри города, которые выполняются на минимальной скорости с соблюдением всех правил перевозки детей?».

Хотя и организаторы, и сами юные (а среди них часто 15 – 17-летние школьники) экскурсанты не видят ничего страшного в возможности хотя бы из окна автобуса полюбоваться на ночной город, позиция ГИБДД и Ростуризма твердая. Заместитель руководителя туристического ведомства Роман Скорый выразил ее однозначно: «Безопасность любых перевозок, особенно детских, стоит во главе угла, и снижать ее стандарты мы не собираемся».

При всем при этом стартовавшая в Петербурге пару лет назад по инициативе Министерства культуры программа развития детского туризма тем не менее продолжается. Целый ряд ее маршрутов (как минимум четыре) напрямую касается города на Неве. И если на старте, в 2014-м, по единственному тогда маршруту «Моя Россия: град Петров» проехали дети из 58 субъектов России, то в 2015-м только в рамках проекта «Дороги Победы» в Петербурге побывали ребята из 80 субъектов РФ. Они (их родители, местные власти или бизнес) оплачивают только дорогу: расходы на услуги по размещению, питанию и экскурсионному сопровождению берет на себя федеральный бюджет. Что позволяет детям даже из небогатых семей увидеть северную столицу.

По данным СЗРО РСТ, в 95% случаев поездку в наш город ребята оценивают на «отлично». Однако из трех регионов в 2015-м, несмотря на участие в министерской программе, они так и не приехали: билеты оказались слишком дорогими. «Высокая стоимость авиа- и железнодорожной перевозки между регионами продолжает оставаться одним из ключевых препятствий для развития внутреннего туризма, включая детский», – считает директор СЗРО РСТ Екатерина Шадская.

А в 2017-м школьный туризм ждет новое испытание: с января власти страны намерены реализовать пункт правил организованной перевозки групп детей автобусами, согласно которому с этой целью используется машина, с года выпуска которой прошло не более десяти лет. Попытка ввести его в действие уже два раза откладывалась из-за того, что нужного подвижного состава даже в Петербурге не хватает, а в регионах таких машин совсем мало. Однако на этот раз поблажек, похоже, не будет...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны