Главная городская газета

Что такое не везет

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Как вытащить «девицу» из ее «темницы»?

Посеять морковку - дело недолгое. А вот процесс выращивания зачастую сопряжен с проблемами. Как их избежать, рассказывает автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Садовый эстет с вредным характером

Этот жук похож на майского, цветом «зеленый металлик». И название у него приятное - бронзовка золотистая. Правда характер оставляет желать лучшего. Читать полностью

Три уровня заботы для цветущего сада

Как сохранить домашний сад здоровым? Легко - стоит лишь постоянно соблюдать 3 важных условия. Читать полностью

Цветник своими руками

Хотите красивый цветник с долговечной композицией? Автор «СПб ведомостей» рассказывает, как воплотить эту мечту в жизнь. Читать полностью

Петербург представил облик современной библиотеки

В северной столице состоялся архитектурный конкурс «Арт-резиденция». Первое место было по праву присуждено самому достойному. Читать полностью

Музея нет, но копий сломано немало

Продолжаются споры вокруг нового музея на Смольной набережной. В сути вопроса постарались разобраться «СПб ведомости». Читать полностью
Что такое не везет | Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

«Жаль, что мои ребята не увидят в Петербурге разводку мостов, чем так знаменит ваш город, – с явным сожалением сказала руководитель школьной туристической группы из Кировской области Тамара Осипова. – А они так хотели посмотреть на эту красоту – готовы были полночи не спать. Но, видно, не судьба. Не повезло...».

Разговорились мы на Стрелке Васильевского острова, где Тамара, окруженная громкоголосой группой школьников, изучала карту и пыталась понять, где тут у нас Кунсткамера. По дороге туда и удалось коротко поговорить.

– Когда сама себе задаю вопрос, зачем я участвую в организации детских туров, иногда не могу найти внятного ответа, – поделилась она. – Разве что из какой-то внутренней потребности и желания показать ребятам, как много в нашей стране интересного. Потому что преодолевать все трудности, которые сопровождают подготовку тура и саму поездку, может только энтузиаст.

По оценкам экспертов, средние сутки пребывания иногороднего школьника в Петербурге (с учетом проживания, питания и экскурсионной программы) «тянут» на 1,5 – 3 тыс. рублей. Без учета дороги. И если в российской глубинке родители на двоих зарабатывают 40 тыс. в месяц, выложить за трехдневный вояж своего чада в город на Неве как минимум десятку не всем по карману.

– Подходящих для размещения школьников мест в Петербурге не так много, – рассказывает Тамара Осипова. – Отелей-то хватает, но платить по 2 – 3 тыс. рублей в сутки за номер для нас слишком дорого. Поэтому приходится довольствоваться общежитиями или ведомственными гостиницами, в которых цены божеские. Там хоть и «удобства» нередко на этаже, но зато недорого.

Однако финансовый вопрос не самый принципиальный. Осипова признается: порой убедить родителей в необходимости поездки, а также собрать нужную на нее сумму оказывается легче, чем получить массу разрешительных документов. Когда она перечисляет длинный список нужных бумаг, понимаешь, почему этим видом туризма занимаются весьма ограниченное число специалистов и компаний.

– Это тот самый случай, когда проще вообще ничего не делать, – говорит моя собеседница.

Статистика и в самом деле неутешительная. По оценке директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Екатерины Шадской, в период с 2005-го по 2014 год число школьников-экскурсантов в стране снизилось с 3,36 до 2,25 млн человек. А в Петербурге, согласно проведенным опросам, лишь 14% образовательных учреждений отправляют ребят в туристские (свыше суток), а 21% – в экскурсионные (менее суток) поездки. Характерный пример привела одна из представительниц системы образования Василеостровского района: по ее словам, недавно целой группе школьников пришлось отказаться от поездки по острову только потому, что в присланном для них автобусе оказался неисправным один ремень безопасности. «И никакие доводы в пользу того, что в группе 40 детей, а мест в автобусе около 50, не подействовали», – посетовала она.

Почему ребятам из Кировской области так и не удалось увидеть разводку питерских мостов? С 1 мая 2016 года вступили в силу изменения, регулирующие размеры штрафов за нарушение правил организованной перевозки группы детей. И если раньше за это могли только пожурить, то теперь нарушителей ждут суровые наказания. К примеру, если поймают за перевозкой детей в ночное время (с 23.00 до 6.00), водителя ждет штраф 5 тыс. рублей (или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев), должностное лицо – 50 тыс., юридическое – 200 тыс. рублей. А поскольку мосты разводят как раз в этот промежуток времени, чаще всего дети остаются без зрелища.

«Если говорить о школьном туризме в Петербурге, то сейчас в нем две проблемы: запрет на ночные автобусные экскурсии и нехватка дешевого, но качественного размещения, – подтверждает генеральный директор одной из питерских фирм Ирина Кольцова. – И если с запретом возить детей ночью по автомагистралям я могу согласиться, то почему под действие этой нормы попали экскурсионные поездки внутри города, которые выполняются на минимальной скорости с соблюдением всех правил перевозки детей?».

Хотя и организаторы, и сами юные (а среди них часто 15 – 17-летние школьники) экскурсанты не видят ничего страшного в возможности хотя бы из окна автобуса полюбоваться на ночной город, позиция ГИБДД и Ростуризма твердая. Заместитель руководителя туристического ведомства Роман Скорый выразил ее однозначно: «Безопасность любых перевозок, особенно детских, стоит во главе угла, и снижать ее стандарты мы не собираемся».

При всем при этом стартовавшая в Петербурге пару лет назад по инициативе Министерства культуры программа развития детского туризма тем не менее продолжается. Целый ряд ее маршрутов (как минимум четыре) напрямую касается города на Неве. И если на старте, в 2014-м, по единственному тогда маршруту «Моя Россия: град Петров» проехали дети из 58 субъектов России, то в 2015-м только в рамках проекта «Дороги Победы» в Петербурге побывали ребята из 80 субъектов РФ. Они (их родители, местные власти или бизнес) оплачивают только дорогу: расходы на услуги по размещению, питанию и экскурсионному сопровождению берет на себя федеральный бюджет. Что позволяет детям даже из небогатых семей увидеть северную столицу.

По данным СЗРО РСТ, в 95% случаев поездку в наш город ребята оценивают на «отлично». Однако из трех регионов в 2015-м, несмотря на участие в министерской программе, они так и не приехали: билеты оказались слишком дорогими. «Высокая стоимость авиа- и железнодорожной перевозки между регионами продолжает оставаться одним из ключевых препятствий для развития внутреннего туризма, включая детский», – считает директор СЗРО РСТ Екатерина Шадская.

А в 2017-м школьный туризм ждет новое испытание: с января власти страны намерены реализовать пункт правил организованной перевозки групп детей автобусами, согласно которому с этой целью используется машина, с года выпуска которой прошло не более десяти лет. Попытка ввести его в действие уже два раза откладывалась из-за того, что нужного подвижного состава даже в Петербурге не хватает, а в регионах таких машин совсем мало. Однако на этот раз поблажек, похоже, не будет...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook