Что приготовят из «полуфабрикатов»?

Оценивая ситуацию в сфере подготовки кадров для отрасли, директор департамента управления персоналом Объединенной судостроительной компании (ОСК) Эдуард Бобрицкий прямо заявляет, что «с количеством все в порядке - сейчас гораздо больше нас волнует вопрос качества специалистов, приходящих на работу на наши предприятия».

 Что приготовят из «полуфабрикатов»? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Практики подтверждают, что трудиться в отрасли современная молодежь не спешит. Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала ООО «Балтийский завод - Судостроение», отмечает: на вакансию инженера в среднем удается получить всего три отклика-резюме, и это практически не предполагает возможности выбора. «По целому ряду специализаций, непосредственным образом связанных с производством, инженеров никто не готовит, - говорит она. - Нам очень нужны, например, профессионалы по организации, планированию и нормированию производства, строители кораблей, но найти подходящих на такие должности людей крайне сложно».

В свою очередь президент Ассоциации судостроителей Петербурга и Ленобласти Владимир Александров уверен: готовить массово специалистов высокого уровня уже нет смысла. «Скорее, надо вести речь о целевом обучении под конкретное рабочее место, готовить инженеров точечно, - считает он. - Такая практика существует - в отраслевом центре подготовки и переподготовки кадров уже удалось обучить свыше 200 специалистов». Только в ОСК, по словам Эдуарда Бобрицкого, сегодня на целевой подготовке находятся около 150 человек.

При этом эксперты убеждены в том, что даже профильные вузы (например, Корабелка) в одиночку уже не могут в полной мере обеспечить качество специалиста, которое нужно работодателям.

«Производство по уровню оснащения современным оборудованием и применения передовых технологий всегда опережает систему образования, - считает советник генерального директора Крыловского ГНЦ Валерий Половинкин. - Практические навыки - прерогатива работодателя. И если учебное заведение готовит специалиста не так, как нам хотелось бы, то в этом есть значительная вина самих предприятий». Он согласен с Владимиром Александровым в том, что обучать высококвалифицированных инженеров надо индивидуально и только совместными усилиями вуза и «потребителя» кадров. «Сейчас ситуация такова, что давать студентам надо по большей части не знания, а умения, - полагает он. - А значит, участие в обучении практиков крайне необходимо».

И такие примеры есть. В Петербурге, который по праву считается столицей российского судостроения, сразу несколько крупных предприятий создали у себя базовые кафедры вузов. В структуре той же компании ОСК 8 таких кафедр, 3 из которых находятся в городе на Неве.

Генеральный директор СПб морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев подтверждает: в прошлом году и на этом предприятии появилась базовая кафедра. «Наша компания давно сотрудничает с вузами - многие опытные специалисты работают там преподавателями, а я сам являюсь председателем экзаменационной комиссии, - рассказывает он. - Однако решение о создании кафедры приняли только в прошлом году, поняв, что студентам нужна постоянная база практики. И не ошиблись: благодаря ей уже реализован очень интересный проект, который обещает стать весьма перспективной разработкой».

Эксперты уверены: сегодня никто, включая даже вузы, не заинтересован «штамповать» инженеров. «Надо работать по принципу меньше, да лучше», - не сомневаются они. Практика подтверждает: вузы тоже не готовы тянуть до диплома не желающих учиться студентов. Генеральный директор концерна «МПО-Гидроприбор» Владимир Патрушев привел такие цифры: по целевому набору начиная с 2009 года предприятие направило учиться 63 человек. «Однако 16 из них в ходе обучения были отчислены, что говорит о достаточно высокой требовательности к студентам со стороны образовательных учреждений», - замечает он.

А и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгений Аполлонов сказал, что возглавляемый им вуз не только шагает в ногу со временем по части обновления учебных программ и открытия новых направлений обучения, но и создает привлекательные условия для преподавателей. Включая, конечно, и практиков. «Чтобы привлечь к участию в обучении людей из реального сектора экономики, мы существенно увеличили оплату труда преподавателей, - сообщил он. - Если в 2015-м она выросла на 27%, то с началом сентября нынешнего года - в 1,5 раза. Теперь заведующий кафедрой в вузе получает 64 тыс. рублей в месяц». Однако при этом и Аполлонов, и практики подтверждают, что требования к качеству работы преподавателей тоже заметно выросли.

Это говорит о том, что кризис разобщенности, когда образовательные учреждения и предприятия жили по принципу соблюдения только собственных интересов, постепенно преодолевается. «Мы - как сообщающиеся сосуды: если где-то начинается кризис, это сказывается на всей системе», - говорит Эдуард Бобрицкий.

И представители сферы образования, и работодатели полагают, что наилучший вариант - совместное обучение будущего профи: теория остается за вузом, а практику берет на себя предприятие. Если, конечно, оно хочет получать готового специалиста, а не «полуфабрикат», который надо годами доводить до уровня, необходимого еще вчера.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5806) от 11.10.2016.


Комментарии