Читал рекламу, много думал...

Сотрудники Центра развития рекламы Петербурга поделились следующей информацией: жителей Лондона, Парижа, Дублина, Барселоны, Стокгольма, Неаполя и Брюсселя спросили, как они относятся к рекламе на улицах. «Она оживляет города и приносит пользу», – ответили 82% опрошенных. Ответ петербуржцев вряд ли был бы столь же позитивным.

Читал рекламу, много думал...  | Санкционированная реклама явно проигрывает несанкционированной.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Санкционированная реклама явно проигрывает несанкционированной.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В северной столице России развитие рекламного дела, похоже, пошло своим особым путем. Вместо неоновых огней в ночи и привлекательных постеров – бумажное месиво, покрывающее все доступные поверхности, и разноцветная пачкотня на асфальте. Рекламные конструкции, кажется, мешают всем: прохожим, уборочной технике, водителям. Рекламные проблемы обсуждаются на всех уровнях часто и подробно: демонтируют, пересматривают, штрафуют, отмывают и монтируют новые водосточные трубы. И все равно любое упоминание о наружной рекламе вызывает у многих граждан яростную реакцию. Сказать прямо – реальный гнев, концентрация которого даже немного пугает.

В августовской публикации «Сколько раз увидишь, столько и пшикни» газета рассказала об оригинальном способе, который юные общественники применяют против асфальтовых объявлений. Этот рассказ должен был вызвать улыбку и приятные размышления о том, что есть они – молодые люди, любящие свой город и готовые потрудиться, чтобы он был чистым и красивым. А вызвал, увы, все ту же гневливость и заверения в том, что «все плохо».

«Энтузиастов, которые не жалеют своего времени и средств и ходят с баллончиками, «запшикивая» номера рекламных телефонов, конечно, можно поприветствовать. Однако, во-первых, чистоты от этих контрмер на улицах все равно не прибавляется, а во-вторых, на один «пшик», сделанный волонтером, приходится десяток свежих трафаретных мазилок», – написал читатель Евгений Малашенков. И признался, что у него не раз возникало желание вырвать из рук расклейщиков и рисовальщиков рекламы «банку с краской или клеем и надеть им на голову».

Правда, упомянув такие вот радикальные методы воздействия, Евгений Малашенков пытается размышлять и над другими вариантами. К примеру, предлагает заказать отечественной химической промышленность изготовление таких моющих средств, которые эффективно растворяли бы краску на асфальте. «Если мы не хотим, чтобы завтра реклама расцвела буйным цветом на брусчатке Дворцовой площади или на стенах Исаакиевского собора, ее надо изводить и законодательно, и научно. И как можно скорее», – резюмирует наш читатель.

Ну кто бы спорил? Понять бы, какой именно закон нужно принять. Кажется, все уже придумано, осталось – исполнять. Есть и термоядерная химия, способная растворять краску вместе с асфальтом. Найти бы еще, кто будет за нее платить. К тому же – стоит ли оно того: из пушки да по воробьям?

Гнев общественности (зачастую несколько чрезмерный) направлен и на содержание рекламы и вывесок. Особенно явно это проявилось на недавнем заседании общественного совета по рекламе при Санкт-Петербургском УФАС России. Есть у нас и такой орган, в задачу которого входит рассмотрение жалоб граждан на рекламу, которая «не соответствует», «оскорбляет», «не воспитывает», «противоречит».

В совет обратилась гражданка М., возмущенная названием «ДостАевский.рф». «Возникает ассоциация с писателем Федором Михайловичем Достоевским, который является одним из главных символов северной столицы... Считаю, что явная попытка исказить фамилию автора десятков произведений о нашем городе оскорбляет не только меня как петербурженку, но и всех, кто хоть раз прикасался к его творениям». И члены совета, должным образом обсудив Федора Михайловича, пришли к выводу, что название «действительно неэтично».

Другая заявительница обратила внимание совета, что реклама на станции метро «Адмиралтейская» «излишне сексуализирована». Обсудили. Согласились: и правда, «сексуализирована». А заодно отыскали в плакатах нарушение закона «О рекламе», который, оказывается, запрещает создавать «у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка». Подобные формулировки кого угодно могут ввести в ступор. Получается, ограничений по возрасту (+6 или +18) уже мало. Рядом непременно нужно ставить «+100 тыс. руб.». Чтобы граждане с другим уровнем дохода не смели пялиться на красавчика в суперкостюме.

Судя по решению совета, так и должно быть. Потому что заявление про секс и искаженное представление у несовершеннолетних будет передано на рассмотрение в Антимонопольную службу, которая ныне занимается вопросами содержания... Как-то сразу на ум приходит незабвенный товарищ Огурцов со своим «нехорошо, несурьезно...» В давнем-давнем советском фильме великие Рязанов и Ильинский уже все сказали об административной глупости и прямолинейности.

В целом львиная доля заявлений, получаемых общественным советом, так или иначе связана с эротикой. Всякие неприличности авторы этих заявлений видят на каждом шагу... Намек на секс, а также на призыв нарушать ПДД, найден, в частности, в рекламе антирадаров «Не дай себя раздеть!».

Но апофеозом стало рассмотрение членами совета содержания социальной рекламы, призывающей обязательно возить детей в автомобильных креслах. Реклама креативна и наверняка действенна: огромное изображение двух кресел: автомобильного и инвалидного – и надпись «Выбирай, куда посадить ребенка». Совет заключил, что рекламу можно признать жестокой и безнравственной по отношению к детям-инвалидам и их родителям. Рекомендовано переформулировать рекламный слоган следующим образом: «Автомобилист, выбирай, куда посадить ребенка». Члены совета сочли, что в таком виде реклама в меньшей степени будет затрагивать чувства родителей детей-инвалидов.

Если задуматься, петербуржцы, как и брюссельцы, парижане и прочие лондонцы, вполне могут сказать, что реклама оживляет город: одних заставляет шевелиться, других – испытывать разнообразные чувства, третьих – задумываться (по мере возможности и воспитания). Хорошо бы еще, чтобы это оживление было позитивным и абсолютно конкретным.

Для начала можно сосредоточиться на приведении в порядок тех уличных конструкций для санкционированной рекламы, которые сплошь заклеены рекламой несанкционированной. Ставшие привычными стеклянные планшеты, расставленные там и сям на тротуарах, находятся в ведении ГЦРР (Городского центра размещения рекламы). Очевидно, что горожане могут помочь центру в сборе оперативной информации: какой планшет требует чистки-помывки в первую очередь. Информацию можно оставлять в специальном разделе на официальном сайте ГЦРР (http://www.gcrr.ru/o-tsentre/faq), по электронной почте gcrr@gcrr.ru или по телефону 333-43-30. Возможно, такое «оживление» принесет больше пользы, нежели банка с клеем, надетая на голову горе-рекламщику.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (5538) от 07.09.2015.


Комментарии