Четвероногое «техсредство»

Объяснять, что такое собака-поводырь, наверное, никому не надо. Для некоторых незрячих – это самый верный и надежный друг, для некоторых – заветная мечта. Таких собак готовят в России только в одном месте, в подмосковном городке Купавна. Очередь за ними стоит по всей России. Но, даже заполучив заветного помощника, петербуржцы (как и жители других крупных городов) сталкиваются с необходимостью повысить «собачью квалификацию».

Четвероногое «техсредство» | ФОТО Jeroen van den Broek /shutterstock.com

ФОТО Jeroen van den Broek /shutterstock.com

– Программа курса «Собака-проводник в метрополитене» была разработана и опробована нами еще в 2011 году, – рассказывает директор Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Михаил Севастьянов. – В Правила пользования петербургским метрополитеном были внесены необходимые изменения, программу курса успешно освоили шесть инвалидов по зрению.

На тот момент закон об образовании не предполагал лицензирования дополнительных образовательных программ, но в конце 2012 года законодательная база изменилась, и курсы, помогающие собакам и их хозяевам освоить метрополитен, были закрыты. Но, как говорят в центре, «надежду на возобновление курсов мы не теряли». В этом году центр начал подготовку к получению лицензии на право осуществления «дополнительного образования взрослых».

– Мы уже были на предварительной консультации, в конце ноября сдадим документы в комитет по образованию, – поясняет директор. – Срок выдачи лицензии 45 дней, так что в начале 2015 года, надеюсь, мы ее получим. Дальше, если нам включат эту деятельность в государственное задание, мы сможем бесплатно проводить подобный курс.

Программа рассчитана на 30 учебных часов, занятия проводились индивидуально, как в классе, так и в метро. По договоренности с метрополитеном, первые занятия проходили в отсутствие пассажиров на закрываемых раньше всего станциях. Собаке нужно привыкнуть к «подземному миру» и не только самой научиться проходить через турникет и ездить на эскалаторе, но и хозяину в этом помогать. Когда четвероногое «техническое средство реабилитации», а именно так собака-проводник определяется с точки зрения закона, полностью освоится, тогда переходят к занятиям на действующих станциях.

По информации комитета по соцполитике, ежегодно два-три жителя Петербурга получают четвероногого поводыря (в основном овчарку или лабрадора), и более 20 горожан имеют запись о такой потребности в индивидуальной карте реабилитации (ИПР). Отметим, что хотя собаки-проводники значатся в этой карте в разделе «технические средства реабилитации», для ее получения недостаточно просто дождаться своей очереди. Получив запись в ИПР, незрячий должен обратиться в региональное отделение Всероссийского общества слепых и предоставить о себе всю необходимую информацию. Она будет направлена специалистам, так как собака готовится под конкретного человека, с учетом его характера, привычек и условий проживания. К тому же поводыря отдают только при условии, что инвалид по зрению сам пройдет двухнедельные обучающие курсы в Купавне.

Кстати, не все незрячие хотят завести такого пса. Во-первых, хотя компенсация на питание и ветеринарное обслуживание за счет средств федерального бюджета составляет около 20 тысяч рублей в год, содержание крупной собаки обходится дороже и не всем доступно. Во-вторых, далеко не все могут или хотят делить с ней свои квадратные метры, ездить на обучение, ходить на прогулки. В общем, каждого незрячего заядлым собачником не назовешь. Как пошутил один из «реабилитантов» в центре, «жаль, кошек-поводырей не бывает».

Но для кого-то такая собака – это и помощник, и друг, и компания, и обожаемый домашний питомец, дарящий любовь и истинную собачью верность. Так что курсы повышения собачьей квалификации, которые, будем надеяться, начнутся в следующем году, без «клиентов» не останутся.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5358) от 10.12.2014.


Комментарии