Чего мы хотим для наших детей

Абсолютное большинство из нас знают Анастасию Мельникову как артистку. В роли следователя Абдуловой в криминальном телесериале она годами пребывала на экранах в миллионах российских домов и стала для многих такой своей... «Википедия» называет Анастасию Рюриковну сначала российским политиком, а уж потом - актрисой и телеведущей. В редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» депутату ЗакСа пятого и шестого созывов, члену комиссий по социальной политике и здравоохранению, по образованию, науке и культуре, а также, что немаловажно, маме девочки-подростка предложили поговорить не о кино и не о политике, а о детях. О поколении, родившемся в новом тысячелетии. О школьниках, которым пришло время взрослеть.

Чего мы хотим  для наших детей | ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ТАСС

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ТАСС

- Анастасия, вы помните известную эпиграмму Гафта из голодных советских времен: «Живем духовно безгреховно, отнюдь не безыдейно. Но только очень уж морковно, безмясно, без-индейно»? Про нынешнюю молодежь говорят, что с ней все полностью наоборот: «мясно», «индейно» и «разнообразно-гаджетово», но, увы, безыдейно...

- Категорически не согласна! Вы знаете, я перед выборами хожу в гости во все школы и детские сады, находящиеся на моей территории, встречаюсь с людьми. Прихожу в первую же школу, а передо мной сидят девятые, десятые и одиннадцатые классы. Я была готова к разговору со взрослыми, а не с подростками... Тем не менее мы фантастически с ними поговорили. Я еще раз убедилась, что у нас невероятно умные, глубокие, талантливые дети. У них просто другой способ мышления, логика, навыки. То, чему я начинала учиться в школе, они теперь знают уже в детском саду, что мы осваивали в институте, они понимают в 8 - 9-м классах...

- И о чем вы с ними говорили?

- Обо всем, что их интересовало. О проблемах новых районов-«муравейников» у границ города, перегруженности учебной программы, задачах на ЕГЭ из серии «это мы не проходили»...

- А о выборах?

- О ближайших - нет, конечно. Они же еще не избиратели. Единственное, о чем я попросила ребят: когда вырастете и пойдете выбирать стране президента, пожалуйста, включайте голову. Посмотрите внимательно на всех кандидатов и решите, у кого в руках будет тот самый ядерный чемоданчик с красной кнопкой, от кого из этих людей завтра может зависеть ваша жизнь - вашей семьи, любимых, России и даже всего мира. И не давайте никому промывать себе мозги! Думайте, разбирайтесь и решайте сами.

Равно как и сейчас не позволяйте морочить вам головы и за 500 рублей выводить вас на улицы. Да, вы личности, имеете полное право на собственное мнение, но при этом должны знать законы своей страны.

Когда я уходила, ребята меня провожали. Потому что я им не врала. И когда не знала, что им ответить, честно признавалась: извините, не знаю.

- Поколение нынешних старшеклассников родилось уже в новом веке и тысячелетии. В какой-то мере они - продукт периода относительной стабильности. Как вам кажется, внутренне они готовы к продолжению этой стабильности, к поступательному развитию себя и своей среды? Или они максималисты-бунтари, как это бывает свойственно тинейджерам?

- Мне кажется, настоящих, искренних бунтарей среди наших взрослеющих детей не так уж много. Нельзя же всерьез считать борцом за свободу того, кто за скромную плату влезает на столб на Марсовом поле, скачет по мемориалу над захоронениями и задувает Вечный огонь. Для него это и есть выражение свободы, за это он и скачет.

Я готова с уважением относиться к любой точке зрения, но только в рамках закона. И не могу простить организаторам протестов того, что они выводят на улицы детей. Нельзя этого делать. Подло.

Знаете, мою дочь тоже недавно пытались «подставить». Готовилась игра на английском языке. Старшие ребята поручили Маше исполнять в дебатах роль представителя одной из крайне не дружественных сейчас России стран. Порекомендовали сайты, на которых надо брать сюжеты и аргументы. Подготовившись, Маша попросила меня послушать ее доклад. Услышав, я похолодела. Представила, какой бомбой стала бы выложенная в Интернете видеозапись, в которой 15-летняя дочь депутата Мельниковой на чистейшем английском защищает, мягко говоря, странные и чуждые высказывания? На самом деле ей, конечно, не принадлежащие, но попробуй потом докажи, что это была лишь игра, роль, а не гражданская позиция ребенка. Если бы меня в тот момент не было дома или Маша не предложила бы ее проверить, эта бомба непременно бы рванула.

Кстати, буквально через пару месяцев после этой истории на весь мир прогремели речи российских детей в бундестаге (от которых, кстати, их родители также были в шоке: дома-то все было по-другому). Просто тех ребятишек умело «накрутили» и правильно подали. Такая же провокация.

Ладно, подростки этого не понимают в силу возраста и неопытности, а родители? Почему взрослые не хотят видеть, как люди на деньги из-за границы манипулируют их детьми? На это же целые институты работают! За 20 лет выращивают так необходимое им поколение. История двух стран как минимум прямое этому подтверждение.

- Зато, говорят, молодежь таким образом выныривает из мира гаджетов, учится разбираться в политике, формирует активную позицию...

- Во-первых, не думаю, что современные средства общения только вредны. Это удобно. Дело в том, сколько времени дети проводят в Интернете, а сколько в обычном живом общении. Но это уже дело родителей...

Да никогда в мировой истории уличные протесты и беспорядки ни к чему хорошему не приводили, только к кровопролитию. Россия, начав с выходов на улицы в первые десятилетия XХ века, получила беды на 70 лет. Давайте подсчитаем, сколько людей были убиты! Давайте детям читать книги - в наших библиотеках сейчас созданы отличные условия для того, чтобы почитать или просто посидеть подумать в тишине... Есть страны, где годами накручивали детей и выводили их на площади, чем это закончилось, мы видим...

Сейчас в мире идет необъявленная война. А война - это всегда страшно. Я там была. Надо детям все объяснять.

- Вы видели войну?!

- Дважды. В первый раз, когда совсем девчонкой снималась в фильме «Афганский излом». Съемки шли в Душанбе, на Кушке - самой южной точке СССР, в 1990 году, когда там начались военные действия. И мальчика из нашей съемочной группы убили. Нас оттуда на танках вывозили. Я видела военную технику и наших мужественных солдат - золотой генофонд, настоящих русских богатырей (независимо от роста и телосложения).

Таких же воинов я увидела год назад в Сирии. Как были настоящие мужики-богатыри на Руси, так они есть и будут всегда. Но уровень военной техники и воинской защищенности тогда и сейчас - это земля и небо. Как будто не 27, а 127 лет прошло. После этой поездки я стала жить спокойнее, поняв, что сейчас я защищена.

К сожалению, современным родителям часто не хватает времени говорить с детьми о серьезных вещах - о прошлом страны, семьи, рассказывать реальную историю, чтобы они понимали, что и как происходило. И ценили то, что у них есть сейчас.

- Об истории страны им рассказывают книги, фильмы...

- А есть еще не описанная в литературе и неопубликованная история каждой семьи, рода. А в ней - жизненные ситуации, которые показывают прошлое без глянца и ностальгических кружев...

Мой папа был хирург-онколог. У него была лучшая в стране статистика спасенных людей. Но его решили посадить. Опросили 500 больных и даже родственников погибших пациентов, из которых всего один заявил, что подарил лечащему врачу три гвоздики (и тот взял, представьте!), другой - коробку конфет. Так следователи пересчитали цветы и конфеты на деньги и инкриминировали отцу взятку на эту сумму. И это был уже не 1937 год - 1970-е на дворе! Про революцию, войну, блокаду мы детям рассказываем, а много ли они знают о таком в «спокойные» и «счастливые» позднесоветские годы?

Важно научить взрослеющих детей ценить то, что у них есть: хорошее бесплатное образование, здравоохранение, безопасность, реальные права и свободы, возможности и перспективы... Да, что-то в жизни не идеально, и в поликлиниках бывают очереди. Но, согласитесь, многое меняется к лучшему. Те же обследования и консультации врачей с введением в практику электронной записи стали доступнее, а лечение качественнее. В школах сегодня организована такая продленка, с таким вниманием, питанием и занятиями, что на нее дети остаются целыми классами. Большое количество кружков в образовательных учреждениях плюс дворцы и дома творчества, а в Аничковом даже свой лицей есть...

Молодому человеку важно задуматься не о том, чего и сколько он хочет вытребовать и получить, а о том, сколько он может дать городу и стране, в которой он родился. Понять, что люди, которые жили здесь в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е - и так далее до самого конца XX века, жили гораздо хуже и тяжелее. Намного! И все равно были счастливы.

Когда на депутатском приеме жалуются и просят помощи люди почтенного возраста, отдавшие своей стране все силы и годы жизни, мы должны сделать для них все возможное. Но меня возмущает, когда начинают требовать молодые, здоровые, трудоспособные - студенты и выпускники. Идите зарабатывайте, стройте свою жизнь, улучшайте мир - все же в ваших руках! Это притом что государство с каждым годом вводит новые программы и по жилью, и по обеспечению молодых специалистов и вкладывает деньги в науку и спорт...

- Может, это из-за привычки к услугам? Сейчас ведь у нас не образование и медпомощь, а образовательные и медицинские услуги. Официальная терминология, закрепленная в законах...

- Это меня возмущает! Я уже три года занимаюсь этой темой и надеюсь, что добьюсь изменения формулировок и, соответственно, подхода к здравоохранению и образованию. Коренные петербуржцы, как правило, сдержанны в силу традиций и воспитания, а вот приехавшие недавно действительно нередко ногой открывают дверь к врачу или учителю - быстренько обслуживай меня, ты должен, обязан! А что вы сделали для города, для других людей?

Воспитанием чувств должны заниматься родители. Научить ребенка думать о других, заботиться о ближнем - в этом главная роль семьи. Не говорить, как все плохо вокруг, а сделать так, чтобы подрастающее поколение размышляло, как сделать мир лучше.

Но, к сожалению, о позитивных переменах мы знаем мало. Хорошее не на виду. А вот случится плохое - напали, побили, зарезали, — об этом сразу же по всем каналам и соцсетям... Скандал, к сожалению, остается главным инструментом продвижения идей в массы.

- Предлагаете информацию фильтровать?

- Я не говорю, что о негативных ситуациях не надо сообщать, но надо все же соблюдать пропорцию - такую же, какова она в реальности. Петербуржцы не знают о многих своих возможностях. О том, что делается на благо горожан, что уже сделано.

Я, например, только придя в городской парламент, узнала о социальных домах, куда жители могут привозить своих пожилых, беспомощных родителей, которых уже нельзя оставлять дома одних. Взрослые дети привозят их по утрам в социальные дома дневного пребывания, как детей в детский сад. И не беспокоятся, зная, что они там накормлены, напоены, находятся под присмотром медиков, им обеспечен досуг. Если человек почтенного возраста одинок, он может сдать свою комнату в коммуналке государству и поселиться в отдельной квартире с балконом в таком доме, где на одном этаже - полная медицинская помощь, на другом физкультурный зал и кружки, в которых научат обращаться с компьютером или валять игрушки из шерсти. Где можно жить полной, активной, обустроенной жизнью. У нас в 15 районах города есть такие дома. Функционируют за счет государства. В них, кстати, есть и отделения, где можно оставить немощного родителя на период командировки или отпуска... Многие ли об этом знают?

Делается много. Но, к сожалению, немало и бездушных людей на местах, которые не выполняют принятые законы. Бывает, сложные ситуации возникают от нежелания должностных лиц исполнять свою работу. Зачастую сами петербуржцы не знают своих прав и подписывают документы, не вникнув в содержание.

- Самым политически активным в период голосования у нас остается старшее поколение...

- При этом их активная жизненная позиция не только на избирательном участке реализуется. Иногда ко мне приходят люди и говорят: «Я на пенсии, у меня есть время и силы, владею компьютером, устройте меня в партию работать на выборах; деньги не нужны, просто хочу помочь». Мне это важно!

И еще люди старшего поколения хорошо понимают, что такое социальные потрясения. Давайте и мы подумаем, чего мы хотим для наших детей?

- И чего же?

- Прежде всего безопасности.

Вот в конце января наших детей снова выводили на улицы. И тут важный момент - как все было организовано? Я вышла из дома и наткнулась на оцепление. Стоявшие в нем молодые офицеры очень спокойно, вежливо и доброжелательно говорили прохожим: не ходите сейчас на Невский, там может быть опасно. А прохожие, знаете ли, по-разному себя вели... Ребятам-военным хамят, а они терпеливо, негромко уговаривают: поберегите себя и своих детей.

Недавно я перечитывала Василия Шульгина, депутата второй, третьей и четвертой Государственных дум. Любопытная деталь: 100 лет назад Шульгин говорит о том, что необходима национальная гвардия, которая находится внутри страны, даже если в это время идет внешняя война, чтобы охранять государство, беречь от развала. Самой большой ошибкой власти было увести всех военных из Петербурга - Петрограда...

То, что сейчас делается российским руководством в этом направлении, на мой взгляд, делается совершенно правильно. Это начинают понимать представители разных поколений - старшего, среднего и даже молодого.

Никому в мире, кроме нас, не нужна единая сильная Россия, и огромные деньги вкладываются в попытки ее развалить - как 100 лет назад, так и сейчас.

Я очень надеюсь на разумность россиян. На то, что мы умеем извлекать уроки из истории. Ведь альтернативы целостности страны и безопасности для ее граждан сегодня не существует.

Подготовила Инесса ЮШКОВСКАЯ

#Анастасия Мельникова #дети #воспитание

Комментарии