Быть как все

О трудоустройстве инвалидов сейчас говорят много и часто. В основном о том, как сложно инвалиду найти работу, о необходимости стимулировать работодателей предоставлять им рабочие места и способах убедить общество принять непохожих на большинство людей. Однако, оказывается, существуют и встречные трудности. Многим способным к труду инвалидам достаточно сложно осознать себя самостоятельными и самодостаточными людьми, способными «к труду и обороне».

Быть как все | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В Петербурге свыше ста тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Из них почти 42 тысячи в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) имеют рекомендации по трудоустройству. При этом, по данным Пенсионного фонда, численность работающих инвалидов трудоспособного возраста в Петербурге не превышает 29 тысяч человек.

Уже почти двадцать лет в нашем городе действует специализированный Профессионально-реабилитационный центр. Он принимает на обучение желающих (и имеющих соответствующее заключение медико-социальной экспертизы) в возрасте от 18 до 45 лет. Среди профессий: «портной», «художник росписи по дереву», «мастер по обработке цифровой информации», «делопроизводитель», «лабораторная диагностика»... Обучение уже прошли более 2500 человек, из которых порядка 65% были трудоустроены. Центр обустроен так, что в нем без труда может перемещаться любой маломобильный гражданин. Организационная структура ПРЦ и его «идеология» были разработаны петербургскими специалистами вместе с коллегами из Франкфурта-на-Майне.

– В Германии очень развита система подобных центров реабилитации, – рассказывает директор ПРЦ Геннадий Иванов. – Их основная идея – «вкатить» человека с ограниченными возможностями в реальный мир, чтобы он был равноправным членом социума, работником и налогоплательщиком, а не просто получателем различных льгот и пособий.

Обучить инвалида определенной профессии не проблема. Намного сложнее его потом трудоустроить. И дело порой не столько в поиске рабочего места, сколько в мотивации самого учащегося. Как мотивировать его вставать каждое утро, пользоваться общественным транспортом, делать хорошо свою работу? Кто-то склонен к этому изначально, но таких людей – меньшинство. Остальным приходится «прививать» мотивацию еще в ходе обучения, которое, к слову, сильно отличается от классического профобразования. Концепция обучения в ПРЦ состоит из пяти блоков, лишь один из которых является непосредственно образовательным. А кроме него это: – профориентация, которая может занимать у учащегося до полугода, и даже если вдруг человек сделал выбор, но впоследствии передумал и решил стать не портным, а программистом, ему пойдут навстречу;

– социально-психологическое сопровождение. Ведь за одной партой могут оказаться выпускники коррекционной школы и вуза, люди разных возрастов и особенностей;

– трудоустройство, включающее в себя проведение ярмарок вакансий, производственную практику, зачастую определяющую постоянное рабочее место обучающегося;

– так называемый функциональный дом. В нем инвалид узнает, как можно обустроить свое жилое пространство и рабочее место, как лучше пользоваться трамваем или троллейбусом и множество других вещей, которые помогают ему стать самостоятельнее и сделать жизнь комфортнее.

По словам Геннадия Иванова, если инвалид приходит в ПРЦ выбирать будущую специальность, но при этом в первую очередь интересуется бесплатным питанием, стипендией и общежитием – это точно плохая мотивация.

– Мы сознательно отказались от идеи общежития, хотя возможности для его создания есть, – говорит Геннадий Григорьевич. – Учащиеся должны понимать, что им нужно привыкать пользоваться общественным транспортом, чтобы потом без проблем добираться до работы.

По тому же принципу отказались и от бесплатного питания: приходя в столовую, каждый сам решает, что бы ему хотелось на обед, платит небольшие, но деньги. Как выразился директор ПРЦ, нельзя постоянно «зацеловывать и носить инвалида на ручках», от такого обращения ему вряд ли будет легче. Лучшее средство его адаптации в обществе – не акцентировать внимание на «особом» статусе человека.

Бывает и так, что после получения профессии выпускник хочет трудоустроиться, но испытывает неуверенность в своей нужности для работодателя. И его можно понять. Ведь, несмотря на квотирование рабочих мест для инвалидов, не все работодатели готовы принять сотрудника, например, в инвалидной коляске. Впрочем, ситуация медленно, но верно меняется.

– Работодатели стали охотнее принимать на работу инвалидов, – говорит руководитель Функционального дома ПРЦ Рудольф Косырев. – Многие на личном опыте убедились, что сотрудник с «особым» статусом, как правило, более внимательный, ответственный и усердный, ценит свое рабочее место, да и производительность у него бывает выше!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5429) от 01.04.2015.


Комментарии