Будем пилить дом!
Реалии как-то все время мешают властям планировать и руководить. Скажем, записали в законе и в инструкциях, что все должны полчаса в день стоять на одной ноге и полчаса - на другой. И упустили из виду, что у некоторых граждан одной конечности может и не быть. Следовательно, они не могут жить по закону. И власть «зависает» в мучительных попытках найти выход.
То ли объединиться, то ли размежеваться? Вот в чем вопрос, ответ на который ищут сейчас в этом доме. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как раз сейчас в Петербурге разворачивается история с таким вот «подвисанием». Ее истоки - где-то в 70-х годах прошлого века, когда граждане активно решали квартирный вопрос, вступая в жилищно-строительные кооперативы - ЖСК. Зачастую несколько кооперативов участвовали в возведении одного дома, длинного, как Великая Китайская стена. Или к уже построенной панельке из экономии встык лепили еще один дом-ЖСК.
В результате нередко по одному адресу сосуществовали два, а то и три юридических лица, каждый со своей собственностью, со своим управлением. Пересекались мало, так как типовые проекты панельного домостроения предусматривали максимальную инженерную автономию парадных (или подъездов - кому как привычнее). Так что один ЖСК мог занимать первые пять парадных, второй - остальные. А соседи по дому могли на лавочке судачить, сравнивая степень компетентности и воспитания правлений своих ЖСК.
В течение четырех десятилетий это никому не мешало. Но вот появился новый Жилищный кодекс, в котором было сказано, что в одном доме должна быть только одна управляющая компания (пункт 9 статьи 161). Так записал законодатель, который хотел уберечь граждан от раздробленности, от создания «самостийных ТСЖ» на одном отдельно взятом этаже, сохранив управляемость домом, единые правила. Замечательные цели, логичное решение. Одно плохо: думские законодатели забыли (или не знали), что испокон веку существуют ЖСК, которые изначально строились как «самостийные».
Во всяком случае лишь нынешним летом на совещании в Жилищной инспекции как откровение прозвучало, что во многих домах «имеют место факты, когда управление одним или несколькими подъездами осуществляют различные организации»... И, конечно, чиновники усмотрели в этом злостное нарушение пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса. Правда, упомянули-таки, что ЖСК, нарушившие закон, являлись застройщиками своей части дома.
Сказано: всем стоять на одной ноге, стало быть - должны стоять! От самостийных ЖСК потребовали привести свое существование в соответствие с законодательством. То есть собрать общее собрание собственников и выбрать единую управляющую компанию. При этом, как и сказано в Жилищном кодексе, если собственники не решат вопрос в течение года, его решит районная администрация, отдав дом в управление по конкурсу.
Так что ныне администрации районов выбирают УК для кооперативов. К примеру, для ЖСК-957 и ЖСК-959, расположенных в огромном доме 12 по Парашютной улице, - 717 квартир. Оба кооператива созданы аж в 1976 году - за 30 лет до появления на свет Жилищного кодекса, объявившего их вне закона! Ищут новую управляющую компанию и во Фрунзенском районе для огромной панельки 1975 года на Купчинской улице, 29 (корпус 1): 13 парадных, два ЖСК... И для многих-многих, как правило гигантских, домов.
Даже если бы у самих ЖСК возникла насущная потребность созвать единое общее собрание, они не смогли бы этого сделать. Но такой необходимости никогда не было. Трудно представить, что она могла бы появиться в будущем. Если бы не 9-й пункт 161-й статьи.
Конечно, в администрации тоже люди работают. И в Жилищной инспекции. И в жилищном комитете. Нормальные, вменяемые люди, которые все понимают. Но: что же поделаешь, таков закон...
Правда, ЖСК предложили выход, как легализовать свое до сего момента незаконное существование. Жилищный комитет даже разослал по районным администрациям письмо с инструкцией, как именно это сделать. Там сказано, что ЖСК, которые желают сохраниться в своем первозданном виде, должны... осуществить мероприятия «с целью постановки на кадастровый учет отдельных частей зданий». Ныне они - то бишь здания - учтены ФГБУ «ФКП Росреестра» как единые целостные объекты.
Этот самый ФГБУ ФКП тщательно и чрезвычайно доброжелательно перечисляет, какие документы необходимо представить, чтобы «разделить объект» должным образом, как того требует 22-я статья закона о кадастре. Правда, предупреждает он, могут понадобиться дополнительные данные. К примеру, возможно, придется как-то подтвердить (далее цитата) «отсутствие необходимости получения для раздела здания предусмотренных Градостроительным кодексом РФ разрешений на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию». Интересно, что именно подразумевал тот, кто это сочинил? Непонятно.
А следующее требование очень даже понятно: для раздела Росреестр может затребовать письменное согласие всех собственников здания. Ну а потом еще нужно оплатить новый технический паспорт на выделяемую часть здания.
Любопытно, что в Росреестре тоже работают вменяемые люди, которые дома, на своих кухнях, или даже на службе в кулуарах говорят логичные и ясные вещи. А потом пишут циркуляры подобного содержания.
Теперь главный вопрос: зачем все эти разделы? Журналист задал его нескольким чиновникам районного и городского уровней. А в ответ слышал лишь, что таково требование закона. И ни слова о том, что, возможно, в новых условиях дом будет лучше управляться, или люди получат какие-то невиданные блага, или финансы будут использоваться более эффективно... Нет, лишь о пункте 9 статьи 161.
Жаль, что невозможно внести в закон статью о необходимости оставить людей в покое и не портить им налаженную за сорок лет жизнь циркулярами, имеющими лишь одну цель - заставить членов кооперативов собирать тонны бумаг и платить за них.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5798) от 29.09.2016.
Комментарии