Бубновая кругосветка

Разукрашенный символами ненецкий бубен из оленьей кожи недолго погостил в Петербурге, а в первых числах марта перелетел в Москву. Две российские столицы – это лишь небольшая часть кругосветного путешествия музыкально-магического инструмента, изготовленного специально для этой акции мастером из Нарьян-Мара Валерием Гундыревым. Предполагается, что, покинув нынче Россию, этот традиционный шаманский атрибут обогнет земной шар по полярному кругу, после чего вернется на родину.

Бубновая кругосветка | До Петербурга бубен добрался сплошь разрисованным символами и знаками, характерными для арктических народов. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

До Петербурга бубен добрался сплошь разрисованным символами и знаками, характерными для арктических народов. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Циркумполярная (арктическая, кругополярная) эстафета ненецкого бубна как символа мира и дружбы стартовала в августе 2014 года в Нарьян-Маре во время международной встречи представителей государств – членов Арктического совета, стран-наблюдателей АС и зарубежной научной общественности. Из Ненецкого автономного округа бубен тогда отправился в Ямало-Ненецкий, затем в Республику Саха (Якутия), Красноярский край, побывал на Чукотке, в Архангельской и Мурманской областях, Республике Коми.

Изначально его поверхность была чистой. Но по мере путешествия, сегмент за сегментом, она закрашивалась символами и изображениями, характерными для культур народов тех арктических регионов, в которых он побывал, так что до Петербурга он добрался сплошь разрисованным. Красноярский край, который славится самым большим поголовьем оленей, изобразил это животное – основу жизни северян, Чукотка – девушку и кита, по-чукотски – прародителей всех людей, Ямал – нефтяные вышки...

В Москве бубен передали официальным представителям Финляндии. Пропутешествовав по этой стране, он переедет в Норвегию, оттуда в Гренландию, Канаду и Америку, а затем вернется в Нарьян-Мар. После чего, по всей видимости, и будет передан на хранение в петербургский Музей Арктики и Антарктики.

Когда и как это случится, неизвестно: бубен живет своей жизнью. В том смысле, что организаторы толком пока не знают, что с ним будет происходить в чужих землях – не разработано никакого определенного ритуала или программы. За полтора года турне символ арктического мира побывал и в администрациях (например, в краевой Красноярской), и в музеях (в Мурманске), и в учебных заведениях (в Архангельске – в Северном арктическом федеральном университете), он участвовал в праздниках и фестивалях (как, например, на Чукотке) и в настоящих обрядах в стойбищах оленеводов...

– Эта эстафета – первая гражданская инициатива на циркумполярном пространстве: люди, живущие в Арктике, передают бубен из рук в руки и делают это без излишнего пафоса и формальностей, – поясняет организатор акции руководитель общины «Вы» (тундра), депутат Архангельского областного собрания Матвей Чупров. – Мы мечтали, чтобы в Арктике появился свой символ, который бы ее олицетворял. И еще мы хотели бы продемонстрировать, что между коренными народами и арктическими регионами есть большая связь, что мы общаемся, дружим, любим нашу Арктику и понимаем, что мы за нее в ответе.

Людей, живущих за полярным кругом, на планете не так уж много, подчеркивает Чупров. Например, в Ненецком автономном округе – лишь 7,5 тысячи представителей северных коренных народов, всего же их в России около 150 тысяч.

– У нас вклад каждого жителя в процветание своего региона очень важен и заметен, – поясняет инициатор акции. – Представьте, что полярную станцию внезапно покидает один сотрудник. На Большой земле его легко заменить, а вот на севере его уход может парализовать работу всей станции и еще многих людей, которые от ее деятельности зависят. Мы также хотим привлечь внимание всего мира к проблеме климата и сохранения арктической природной среды.

Лозунг эстафеты бубна: «Коренные и малые народы – за мир», а потому тема культурного обмена и взаимопонимания — на первом месте. И сегодня она актуальнее, чем когда-либо. «Санкционные» межгосударственные напряженности, хочешь не хочешь, докатились и до Арктики, признают организаторы «бубен-тура»:

– У нас были очень теплые отношения с финскими и норвежскими саамами, проводилось много мероприятий, поддерживаемых их правительствами и независимыми фондами, – рассказывает Матвей Чупров. – В этом году таких мероприятий стало мало – программы практически свернуты. Неужели дружба между народами, центры которой ранее находились не в России, теперь под угрозой? Но люди-то остались! Мы живем на одной земле, у нас общие цели, интересы, проблемы похожие... И хотя языки разные, северяне разных стран дружат и общаются – где жестами, где на английском.

При этом соседям из Финляндии и Норвегии зачастую важнее и интереснее приезжать в российскую Арктику, чем нашим – туда.

– Коренные народы российского Севера находятся, пожалуй, на наивысшем уровне в плане сохранения самобытности, культуры, традиций, а Россия является единственным государством, способным сохранить эти ценности для будущих поколений, – продолжает Чупров. – В других странах люди многое потеряли в силу своего цивилизационного развития. Саамы, приезжая к нам в НАО, просят ненцев научить их мастерить сани и запрягать оленей в упряжку, чтобы потом проделывать все это дома для туристов. Ездят-то они в основном на снегоходах... А у нас в округе 160 тысяч оленей и две тысячи оленеводов – люди этим живут, как века назад.

Община «Вы», возглавляемая Чупровым, сейчас пытается объединить все арктические регионы под эгидой единого туристического бренда под названием «Холод». Фестиваль холода будет начинаться с первыми морозами и заканчиваться весной. Он соединит все праздники и события, происходящие в арктической зоне России (праздники Севера в Мурманской области, День оленевода в Салехарде и т. д.), и, возможно, в скором будущем станет международным.

– В последнее время многие россияне и иностранцы интересуются Арктикой: хотят посмотреть на оленей, на северное сияние, – говорит Матвей Чупров. – Приезжающие в НАО туристы из теплых стран (Австралии, ЮАР, Сингапура, Китая) совершенно по-детски радуются снегу. Для гостей мы разработали программу «Бюджетная Арктика», организовали доступные туры выходного дня в Нарьян-Мар и на Ямал. За последние два года число туристов в округе выросло в несколько раз! Оно и понятно: приехать в российскую Арктику сейчас в два-три раза дешевле, чем в Норвегию, а красоты и тундровой самобытности здесь куда больше.

Так что северяне смотрят на перспективы арктического добрососедства с большим оптимизмом. Не без оснований полагая: народная дипломатия и гражданская инициатива могут дать результат, не сравнимый с возможностями дипломатии профессиональной.

И обыкновенный ненецкий бубен, разрисованный картинками и символами, прозвучит на весь мир.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мария ДУКАЛЬСКАЯ, и. о. директора Российского государственного
музея Арктики и Антарктики:

– Хотя Петербург и не арктический регион, бубен прибыл к нам не случайно. Здесь работают наш музей, Институт Арктики и Антарктики и еще масса людей, имеющих отношение к Арктике. Именно из северной столицы отправлялись в путь арктические экспедиции. Прибытие бубна для нас – символ того, что мы по-прежнему являемся полноправными членами арктического сообщества.

Циркумполярная эстафета ненецкого бубна свидетельствует: народы Арктики мечтают о том, чтобы это был возрождающийся, работоспособный и динамично развивающийся регион. Чтобы там ходили суда, работали порты... Возможно, эта акция – своего рода гражданское начало на пути к такой цели.

Первыми людьми, которые начали работать в нашем музее, были этнографы. Они ездили в Арктику и собирали там материал. И первые экспозиции были посвящены народам Арктики. В программе арктического бубна мира мы тоже будем всеми силами участвовать, постараемся организовать на своем сайте фотоотчеты о его пути.



Этнословарь

Вы – тундра, ты – олень

Олень по-ненецки называется ты (мн. ч. – тэ). Дикого оленя называют илебча ты, или илебцъ, что в переводе означает «жизнедатель», то, с помощью чего живут. На языке коми дикий олень называется тикэй кэряс, а домашний – ас кэряс.

Новорожденного олененка ненцы именуют суляко, или сую, годовалого – нялуку, двухгодовалого – намна. Иногда возраст определяется просто по годам: сидимпо ты – двухгодовалый олень, няхарпо ты – трехгодовалый, тетпо ты – четырехгодовалый и т. д. Взрослый бык-производитель называется хор, кастрированный бык (ездовой) – хабт. Самка – яхадей, взрослая самка – нгаркаяхадей, самка, отелившаяся впервые, – сырэй, яловая самка – ятесую, а ездовая – хабтарка, ручной олень – нгавка.

Коми называют возраст оленей чаще по годам: теля – новорожденный, этиквоз – годовалый, кыквоз – двухгодовалый, куимвоз – трехгодовалый и т. д. Бык-производитель называется сизимара хора, кастрированный бык – бык, самка, отелившаяся впервые, – сыритя, яловая самка – нялоко, ручной олень – явоко.

Северное сияние по-ненецки – харп, радость – майбава, солнце – хаяр, тундра – вы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5675) от 05.04.2016.


Комментарии