2Vtzqv4Hz9U

Бремя Исаакия

Вопрос об Исаакиевском соборе продолжает «держать градус» общественного мнения. И сторонники, и противники передачи собора РПЦ нередко апеллируют к истории, черпая там аргументы для своей позиции.

Бремя Исаакия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мы тоже обратились к прошлому и... в очередной раз нашли подтверждение давней истине: «Новое - это хорошо забытое старое». Как выясняется, вопрос о том, кому использовать и содержать Исаакиевский собор - церкви или государству, - обсуждался и во второй половине XIX века, и в начале ХХ века. И вовсе не по идеологическим соображениям.

Дело в том, что собор Святого Исаакия Далматского, возведенный в 1818 - 1858 годах, - сложнейший в техническом отношении объект. Когда его строили, это было фактически самое крупное сооружение подобного рода в Российской империи. На первых порах аналогов ему не было (храм Христа Спасителя в Москве возводился позднее, в 1839 - 1883 годах). Увы, недочетов было немало, и уже спустя несколько десятков лет после окончания строительства потребовалось вмешательство архитекторов и реставраторов. Добавим к этому капризный сырой климат Петербурга. А его зыбкая болотистая почва!.. Собор начал неравномерно оседать, что вообще вызвало беспокойство за его дальнейшее существование.

Вот почему фактически вся история существования этой грандиозной постройки - это череда дорогостоящих ремонтов и реставраций. И вопрос о том, кто будет нести колоссальные расходы, чтобы содержать ее в достойном виде и вообще спасти от разрушения главный храм страны, становился первостепенным...

Торжественное освящение собора, объявленного кафедральным, состоялось 30 мая 1858 года, а строительная комиссия действовала еще шесть лет и была упразднена только в конце октября 1864 года. Тогда же здание передали в ведение (цитирую дословно) «Министерства путей сообщения и публичных зданий». При соборе учредили должности инспектора и архитектора, а также создали специальное «техническо-художественное совещание» из трех профессоров Академии художеств «для постоянного наблюдения за состоянием собора и его принадлежностей».

В 1871 году собор передали в ведение Министерства внутренних дел. Спустя двенадцать лет, в 1883-м, было выработано новое положение, согласно которому Исаакий (как и храм Христа Спасителя в Москве) переходил в двойное подчинение. В «хозяйственном отношении» - ведомству православного исповедания (с образованием особого хозяйственного управления из пяти человек - настоятеля, ключаря, соборного старосты, архитектора и смотрителя). А в «техническо-художественном» отношении оставался в ведении МВД.

Тогда же поднимался вопрос, чтобы передать здания соборов в единоличное управление духовного ведомства. Митрополиты обеих столиц согласились, но против выступил ректор Академии художеств Александр Резанов. Он, только что закончивший постройку храма Христа Спасителя в Москве, заявил, что не допустит, чтобы здание, стоившее 15 миллионов рублей и 45 лет труда, осталось без наблюдения специалистов и «крупной материальной поддержки от правительства».

К доводам Резанова прислушались, и оба собора в «техническо-художественном» отношении оставили в ведении МВД. 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» по двум соборам было утверждено императором Александром III. В третьей части Полного собрания законов Российской империи этот документ значится под номером 1600. Называется он «О порядке заведования кафедральными соборами Исаакиевским в С.-Петербурге и Христа Спасителя в Москве». «Для заведования хозяйственной частью и для распоряжения всеми денежными средствами» обоих кафедральных соборов велено было создать особые управления под председательством настоятелей, спорные вопросы решать простым большинством голосов. А «штатные суммы» назначить по сметам МВД и Святейшего Синода.

Что приходилось делать в Исаакиевском соборе практически постоянно? Колоссальное здание требовало неусыпного наблюдения. О неравномерной осадке уже говорилось. Кроме того, была проблема с системой вентиляции, которая, как считали специалисты, нуждалась в «коренном благоустройстве». В результате повышенной влажности стены и своды покрывались влагой настолько сильно, что пол местами у краев собора заливала вода. Все это губительно сказывалось на живописи, мраморной отделке и металлических конструкциях. Проблема была и с отоплением: теплый воздух подавался снизу, поэтому верхняя часть храма покрывалась копотью от свечей и пылью.

Приходилось постоянно обследовать прочность штукатурки на арках и сводах собора. В 1907 году техническо-художественное совещание обнаружило, что со сводов грозит рухнуть большой кусок росписи с плафоном «Видение пророка Иезекииля» работы Ф. А. Бруни. Его пришлось снять, место заштукатурить и написать точную копию...

В начале ХХ века снова возник вопрос о передаче Исаакиевского собора (и храма Христа Спасителя) в безраздельное управление ведомства православного исповедания. Мотивировка была такова: сложно управлять зданиями, когда у них два хозяина - МВД и духовное ведомство; кроме того, в хозяйственном управлении при Синоде был организован собственный Техническо-строительный комитет.

Вопрос рассматривался на заседании совета министров 28 октября 1908 года. Соборы снова оставили в двойном подчинении, но для выяснения необходимого ремонта было образовано две комиссии - по каждому из них. Туда вошли представители четырех министерств - внутренних дел, финансов, ведомства православного вероисповедания и государственного контроля. Академия художеств «командировала» в комиссию по Исаакиевскому собору профессора живописи Владимира Маковского и академика архитектуры Михаила Преображенского.

На первом же заседании комиссия обсудила перечень работ на сумму более 418 тыс. рублей. Первоочередными были признаны те, что относились только к ремонту, - на 204 тыс. рублей. Главные проблемы - опять-таки отваливающаяся штукатурка с росписью, переустройство отопления и вентиляции. Выяснилось также, что ресурс некоторых конструктивных элементов собора уже исчерпан. Так, обшивка купольных каркасов пришла в негодность: дерево истлело.

«Речь идет не только о капитальном ремонте здания столичных кафедральных соборов, а вообще об их дальнейшей судьбе, - отмечал Преображенский. - Длящийся вопрос по приведению здания Исаакиевского собора в полный порядок не только не будет закончен в настоящее время, но и в ближайшем будущем».

Архитектор был уверен: Исаакий - слишком обременительная ноша. Духовному ведомству одному не потянуть, поэтому забота о храме должна быть в руках правительства. И даже, курьеза ради, ссылался на анекдот: будто бы американцы готовы купить Исаакиевский собор, разобрать, перенести в Америку и там снова восстановить, обязуясь содержать его в образцовом состоянии...

Кстати, 57-метровые металлические леса в соборе, установленные еще в 1912 - 1913 годах, чтобы поднимать и монтировать огромные мозаики взамен живописи, простояли полвека. Начавшаяся в 1914 году война приостановила работы... Леса пригодились реставраторам после Великой Отечественной войны - при восстановлении убранства собора, пострадавшего во время блокады. Разобрали леса только в 1963 году.

Тогда же, после войны, реконструировали отопительную систему. Это позволило снизить влажность до 50 - 60% и создать температурно-влажностный режим, более-менее приемлемый для сохранения живописи, лепки, мозаики, искусственного и натурального мрамора.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5871) от 19.01.2017.


Комментарии