Бразилиа Оскара Нимейера

О городе Бразилиа – столице одноименной страны – я узнал будучи еще студентом, то есть тогда, когда этот город начинал строиться. По новаторскому замыслу тогдашнего президента южноамериканского государства Жуселину Кубичека было решено построить столицу в центральной части страны на совершенно пустом месте, вне городков и поселков, иными словами, с нуля.

Бразилиа Оскара Нимейера | Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии с колокольней.<br>ФОТО АВТОРА

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии с колокольней.
ФОТО АВТОРА

Президент действовал решительно

Подобный подход встречал серьезную критику со стороны архитекторов, экономистов и государственных деятелей. Ведь надо было возвести совершенно новую столицу с современной инфраструктурой и достаточно комфортными условиями жизни, которые обычно требует для себя управленческая элита. Последнее связано с огромными капиталовложениями, что в такой небогатой стране, как Бразилия, могло привести к неоднозначным последствиям. Однако президент действовал решительно, и город был построен. Работу возглавили градостроитель Лусиу Коста, архитектор Оскар Нимейер (убежденный коммунист, лауреат Ленинской премии «За укрепление мира и дружбы между народами», почетный член Российской академии художеств, кавалер ордена Дружбы) и ландшафтный архитектор Бурле Маркс.


Как птица в полете

Очень хотелось посмотреть на этот город сегодня. Интересовало прежде всего умение бразильских зодчих предусмотреть и воплотить в одном проекте все многообразие современной урбанистической среды, которая в большинстве случаев является центром притяжения для населения других регионов своей страны и туристов со всего мира.

Структура современной столицы Бразилии проста и оригинальна. Город построен вокруг так называемой Монументальной оси – центрального проспекта, ширина которого, по нашим меркам, необъятна: от 300 до 500 метров на некоторых участках, с обширными газонами посередине. Примерно такой же широкий проспект пересекает Монументальную ось, деля ее в отношении два к одному. В точке их пересечения размещается огромный междугородный автобусный вокзал. Это место и является центром города. Непосредственно к вокзалу примыкают северный и южный сектора отелей, в одном из которых мы поселились, таким образом оказавшись в самом центре города.

Монументальная ось вместе с пересекающим ее дугообразным проспектом Север – Юг напоминает гигантскую птицу с туловищем, направленным с запада на восток, и простирается примерно на 12 километров, упираясь на востоке в комплекс правительственных зданий.


Не для пешеходов

Из гостиницы мы направились к Монументальной оси и пошли вдоль нее в восточном направлении к центру столицы. Хотя центр (междугородный автовокзал) был совсем рядом, дойти до него оказалось непросто. Дело в том, что в городе все пересечения улиц происходят на нескольких уровнях. Это отличное для автомобилистов свойство транспортной сети оказывается весьма затруднительным для пешеходов. Им приходится обходить дорожные развязки, тем самым теряя время на ненужные и утомительные перемещения.

Добравшись до автовокзала, мы изрядно устали и решили воспользоваться услугами городского транспорта. Здесь надо заметить, что автобусное движение в Бразилии хорошо организовано, почти всегда пассажир может сесть на свободное место, что очень кстати: водители несутся с большой скоростью, часто резко тормозят, поэтому стоять в автобусах не рекомендуется.

Вскоре на нашем пути оказалась одна из главных достопримечательностей города – Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии из стекла и бетона с изогнутой колоннадой и современными витражами. Рядом стоит ультрасовременная колокольня, напомнившая мне колокольню Софийского собора в Великом Новгороде. Отдохнув от сорокаградусной жары в приятной прохладе храма, мы пошли дальше на восток к зданию национального конгресса. Но очень быстро поняли, что город не рассчитан на пешеходов. Цель, казалось, совсем близко, но идти до нее пришлось довольно долго. Да и сами здания, окруженные живописными лужайками и искусственными озерами, находятся на большом расстоянии друг от друга, что делает хождение пешком просто изнуряющим.


Водопады из окон

Здание национального конгресса находится на восточной оконечности Монументальной оси. Оно представляет собой сдвоенный небоскреб с двумя лежащими рядом громадными ослепительно белыми полусферами. Вокруг несколько бассейнов прямоугольной формы в беломраморном обрамлении. Этот район занят наиболее экстравагантными строениями, своей формой напоминающими сложные геометрические поверхности. Из разных этажей одного из зданий низвергаются искусственные водопады, создавая приятную прохладу. Вдоль оси справа и слева торцами к ней выстроились практически идентичные коробки, занятые министерствами.

Чтобы не пропустить что-то интересное и потом не корить себя за это, мы вернулись в центр, к вокзалу. Рядом с ним расположилась огромная усеченная пирамида – здание городского театра, здесь же неподалеку — белоснежный параллелепипед городской библиотеки. Прямо на Монументальной оси в центральной ее части находятся группа фонтанов и телебашня. Вход на нее свободный, и мы немедленно поднялись, чтобы запечатлеть столицу с высоты птичьего полета. Вдоль главной магистрали деревьев нет. Огромные пространства покрыты ровно остриженными газонами. Это делает весь архитектурный ансамбль достаточно выразительным, но непрактичным не только для гостей города, но и для его жителей, которым на улице некуда скрыться от нестерпимо палящего солнца.

Далеко на западе ось пересекает плоское одноэтажное белокаменное здание с несимметрично стоящей башней, на которой высится статуя Жуселину Кубичека. Это музей и одновременно мавзолей президента страны, создавшего новую столицу. Строение также окружено бассейном, вписанным в покрытую мрамором плоскость. Плиты всюду идеально пригнаны друг к другу и не имеют изъянов на поверхности. Кстати сказать, высокое качество работы имеет место и во многих других случаях декоративного покрытия мраморной плиткой.

Сам западный конец Монументальной оси упирается в искусственное озеро. На его берегу стоит президентский дворец – удлиненный невысокий параллелепипед со стеклянными стенами и плоской колоннадой параболической формы. Через озеро перекинут висячий мост на трех образующих зигзаг арках – очередной шедевр архитектуры середины прошлого века. Нам, к сожалению, не удалось близко подъехать к президентскому дворцу, примерно в двух километрах от него всякое движение транспорта и пешеходов запрещено.


Горожан не видно

В целом, конечно, Бразилиа не зря вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из очень немногих городов мира, представляющий единый архитектурный ансамбль, полностью спроектированный и отстроенный в одно время и практически не претерпевший никаких серьезных изменений за 55 лет своего существования.

Широкие улицы, полное отсутствие пересечений на одном уровне, большое количество парковочных мест и не очень большое число автомобилей превращают езду по городу на машине в сплошное удовольствие. Хотя за последние годы уровень жизни бразильцев сильно повысился, но еще далеко не все могут себе позволить иметь автомобиль и даже мотоцикл. Поэтому на проспектах столицы очень мало народа даже в вечернее время, когда в других городах страны главные улицы в эту пору буквально запружены людьми. Кроме довольно неуютного автовокзала мы не заметили мест притяжения городской публики. Это один из отрицательных результатов искусственного создания столицы, пусть даже и талантливыми архитекторами.

Как мы уже говорили, к недостаткам проекта относятся большие расстояния, несоизмеримые с плотностью населения. Это порождает нерациональные потоки и отсутствие центров притяжения, кроме автобусного вокзала, к которому стекаются в основном бродяги, мелкие торговцы и попрошайки.

Однако в целом надо признать: страна получила прекрасную и единственную в своем роде столицу, что сразу вывело Бразилию на лидирующие позиции в области архитектуры и дизайна.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (5472) от 04.06.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны