Босиком по перешейку

В Лаппеенранте, куда петербуржцы обычно выбираются исключительно ради шопинга, открылась весьма примечательная выставка двух местных музеев: «Босиком: 10 историй жизни на Карельском перешейке». Экспонаты собраны из многих регионов Финляндии, помог и Петербург — Музей истории города и Академия художеств.

Босиком по перешейку | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Здесь ждут гостей из России: все аннотации выполнены в том числе и на русском языке. Однако вряд ли отношение к тому, о чем идет речь на выставке, будет у нас с финнами одинаковым. Ведь посвящена она «утраченной земле» – той, которая уже больше семидесяти лет является частью нашей страны.

Четыреста тысяч жителей покинули перешеек и приладожскую Карелию из-за «зимней» войны 1939 – 1940 годов. Когда в конце 1980-х годов пал «железный занавес», на перешеек из Финляндии устремились бывшие его обитатели, мечтавшие вновь побывать в тех местах, где они родились.

Теперь многие из них, да и их дети уже в преклонном возрасте, и «ностальгический туризм» понемногу затих. И хотя сегодня мало кто в Финляндии пытается всерьез оспорить принадлежность Карельского перешейка России (а такие реваншистские голоса порой раздаются), в финском обществе все равно живет ностальгия по утраченному.

Чувствовалось это и на выставке в Лаппеенранте. За то время, которое мне довелось там провести, я наблюдал немало тех, кто, скорее всего, маленькими детьми покинул родные места или впитал родительские разговоры об утраченном доме. С трепетом разглядывали они фотографии старого Выборга, брали в руки предметы довоенного быта...

Символ выставки – картина выборгского художника Хуго Симберга. На ней – босоногая девочка с ягненком в руках. Звали ее Хильма Юля-Оутинен. В начале прошлого века она была служанкой в «Желтой усадьбе» (Ниеменлаутта) на одном из островов Выборгского залива, в которой проводил лето Симберг...

«Поэтам совершенно необходимо ходить летом босиком, иногда через крапиву», – говорила петербургская художница и поэтесса Елена Гуро, которая в те же времена вместе с мужем, художником-футуристом Михаилом Матюшиным, отдыхала на даче на Карельском перешейке – неподалеку от Уусикиркко (ныне Поляны). Здешняя природа была ее музой, тогда как город она называла «каменным карманом»...

Это лишь две из десяти жизненных историй, помогающих понять, каким был в те времена Карельский перешеек, чем жили люди, населявшие его.

– Все герои нашей экспозиции – реальные и самые обычные жители, – говорит главный куратор выставки Сату Сталберг. – Различных возрастов, социальных слоев, с разных концов перешейка. Порой дороги героев самым невообразимым образом пересекаются.

Большинство жизненных судеб развертывается перед нами на фоне драматических событий. Художник Вяйне Куннас, уроженец Выборга, во время Гражданской войны в Финляндии воевал за красных, попал в плен к белым. Деятели Выборгского общества любителей искусств во главе с архитектором Уно Уллбергом добились его освобождения. Однако вернуться к прежней жизни он не смог: для тогдашних властей он оставался «чужим». В октябре 1919 года ему пришлось навсегда покинуть Выборг...

Другой герой выставки, тоже выборжанин, композитор Тойво Куула, находился по другую сторону: будучи «белым», он горячо приветствовал освобождение Выборга от красных в конце апреля 1918 года. Но погиб нелепой смертью от рук победителей, ввязавшись в ссору с пьяными финскими егерями.

Трагическим вихрем по судьбам многих героев выставки прошла «зимняя» война. Причем не только финнов. Среди героев выставки – игуменья Лариса (в миру Любовь Ключарева), настоятельница Линтульского женского монастыря, основанного еще в 1895 году с благословения Иоанна Кронштадтского. Большинство сестер-монахинь были из русских крестьянских семей. Монастырская школа «продвигала» православные традиции на Карельском перешейке.

Перед началом «зимней» войны монахинь отправили в эвакуацию, почти все постройки в обители погибли. Женский монастырь возродился в Хейнявеси в Восточной Финляндии. Кстати, тогда же неподалеку русские православные монахи с Валаама основали Ново-Валаамский монастырь

– Выставка ставит многоточие, – говорит ее куратор Сату Сталберг. – Существует и одиннадцатый, и двенадцатый ее герои. Любой посетитель может рассказать о нем в гостевой книге...


КСТАТИ

Подробно познакомиться с героями выставки можно на интернет-сайте «Путешествие во времени на перешеек» по адресу www.aikamatkakannakselle.fi. Пока он работает на финском языке, но обещают, что будет и русская версия.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5466) от 27.05.2015.


Комментарии