Борщевик – сорняк! И точка

Борщевик Сосновского внесен в классификатор сорных растений. Теперь у Россельхознадзора и у муниципальных органов земельного контроля появляется возможность применять меры административного воздействия к тем собственникам и арендаторам, которые дают борщевику вольную волю на своих территориях.

Борщевик – сорняк! И точка | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Событие в многолетней эпопее борьбы с борщевиком, конечно, знаковое. Но далеко не победное. В Ленинградской области о «решительном намерении» истребить злостный сорняк власти впервые объявили в далеком уже 2003 году. И только спустя семь лет, когда борщевик был объявлен «экологическим бедствием России», это намерение стало долгосрочной целевой программой «Борьба с борщевиком Сосновского в Ленинградской области на 2011 – 2015 годы».

Началась работа над созданием нормативной базы, согласно которой владельцы земли должны ликвидировать «плантации» борщевика. За бездействие землевладельцев загаженных территорий – от руководителей сельхозпредприятий до садоводов-огородников – предполагались штрафы. И вот тут-то оказалось, что любое административное наказание будет незаконным, потому как борщевик Сосновского занесен в Государственный реестр селекционных достижений.

Решение об исключении борщевика из госреестра, как «утратившего хозяйственную полезность», было принято только в 2013 году. Федеральные ведомства лишились оправдательных ссылок на законы, формально запрещавшие активную борьбу с сорняком-агрессором.

Но тут же возникло новое препятствие: пока борщевик официально не считается сорняком, принять меры какого-либо воздействия на нерадивых землевладельцев невозможно. А для того чтобы назвать сорняк сорняком, надо пройти многоэтапные согласования и утверждения.

Вот она, хронология отечественной казуистики.

В декабре 2014-го коды продукции борщевика Сосновского (зеленая масса и семена) исключены из Общероссийского классификатора продукции. С января 2015-го борщевик утратил статус сельхозкультуры. И только сейчас официально объявлен сорняком.

Справедливости ради: это стало возможным во многом благодаря усилиям правительства 47-го региона. Ни в одном другом регионе России нет такой целенаправленной борьбы с сорняком-агрессором, как в Ленинградской области. Под эти работы выделяются немалые средства из областного бюджета.

Но понятнее понятного: на фоне того, что названо «экологическим бедствием России», все старания отдельно взятого региона – это капля в море. И программа борьбы с сорняком-агрессором должна иметь не местечковый, а государственный статус.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5611) от 22.12.2015.


Комментарии