Борьба нанайских мальчиков

Деятельность наших законотворцев заслуживает восхищения. Вместо того чтобы греть свои бренные тела на теплых пляжах (понятное дело, российских), они продолжают активно трудиться. Одним из результатов их трудов стал недавно опубликованный законопроект о поправках в «Закон о полиции». Произведение это было обречено на скандал, ибо затрагивало темы, которые являются предметом вечных дискуссий и, совершенно очевидно, консенсуса не породят никогда.

Борьба нанайских мальчиков | ФОТО Lukas-Gojda/shutterstock.com

ФОТО Lukas-Gojda/shutterstock.com

Народу явлена очередная потеха – наблюдать за ристалищем «ястребов» и «голубей». Первые – депутаты во главе с «железной леди», последовательной сторонницей всяческих ужесточений, председателем Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. Вторые – представители либеральной общественности, к которой оная Яровая в бытность свою «яблочницей» не так давно принадлежала.

Стопроцентно предсказуемая истерика либералов возникла по поводу традиционных предметов спора – вхождения полицейских в жилище помимо воли его хозяина и применения стражами порядка оружия.

Между тем особо бушевать причины не было. В том и другом случаях «отчаянные» законотворцы ни на какие краеугольные камни не покусились.

Входить в жилище закон позволяет и сегодня – для спасения жизни граждан, задержания подозреваемого в преступлении, пресечения преступления и установления обстоятельств несчастного случая. Депутаты добавили новый пункт (по сути, «разжевав» второй из вышеуказанных): если лицо застигнуто на месте преступления или пытается скрыться оттуда. Кроме того, предложили разрешить полиции в аналогичных ситуациях вскрывать автомобили (правда, насколько я помню, она и так это делает, например при проведении контртеррористических операций, ни в каком специальном законе не нуждаясь).

Разумеется, все собаки на «ястребов» спущены за то, что они хотят разрешить стражам порядка стрелять на поражение в женщин. Действительно, действующий «Закон о полиции» это запрещает, кроме случаев оказания «вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции». Все, что сделали депутаты, – это предложили сузить действие данного запрета, распространив его лишь на женщин с явными признаками беременности (впрочем, критерии «явности» не представлены, тем более что живот можно имитировать при помощи муляжа).

Женщин защитники прав человека жалеют всех без исключения. Их человеколюбие, однако, я разделить не готов. Мне, например, все равно, кто приведет в действие пояс шахида – мужчина, женщина или, может быть, мужчина в женском платье. Это существо, по моему глубокому убеждению, должно быть обезврежено независимо от пола (тем более что Уголовный кодекс никаких гендерных различий не содержит).

Депутатская поправка, конечно, расширяет права полицейского – он сможет стрелять в женщину, если она не нападает, не угрожает, а, например, скрывается на угнанном авто. Впрочем, в этом случае, как и при стрельбе по мужчине, страж порядка тысячу раз подумает – ведь если применение оружия будет признано неоправданным, отвечать-то ему!

Точно так же он вряд ли воспользуется дарованным ему г-жой Яровой со товарищи правом стрелять в случае риска для случайных лиц. Сейчас это запрещено вообще, но законотворцы полагают, что запрет надо снять при необходимости спасения заложников, предотвращении теракта и т. д. Дураку понятно: если пострадают эти самые случайные лица, никакая «железная леди» неудачливого стрелка от тюрьмы не спасет. Новацию, таким образом, изначально можно считать мертворожденной.

Впрочем, все остальные – в том же роде. Либо пустые декларации, либо разжевывание уже имеющегося в законе, либо «ловля блох», по сути, представляющая образец типичного бюрократического словоблудия.

Действующий закон, к примеру, говорит, что при обращении сотрудника полиции к гражданину или гражданина к нему страж порядка обязан назвать свои должность, звание и фамилию. Авторы новаций считают, что данная формулировка неточна, и предлагают заменить слово «обязан» на слово «должен» – по мне, признаюсь, что в лоб, что по лбу.

Что же в сухом остатке? Да ничего – в общество вброшена очередная популистская замануха и тут же с готовностью проглочена штатными крикунами. Похоже, «ястребы» и «голуби» действуют сообща, изображая нечто вроде борьбы нанайских мальчиков. Каждая команда набирает очки у своего электората. А жизнь неспешно идет своим путем.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.


Комментарии