Большое пари
Это потому, что зрителям мест бы не хватило. Зал «Балтийского дома» впечатляющий, но не резиновый, а участников – тысяча человек со всей страны. Плюс из зарубежья. Это еще ничего: в прошлом году 1200 было. В этом, к примеру, японцы собирались, но из-за интересных международных отношений власти им будто бы «не рекомендовали» ехать в Россию. А из Германии взяли да приехали никого не спросясь. Из Грузии тоже хотели, из батумской школы имени Баланчина, а на границе с Осетией конфликт, не рискнули. Хотели через Турцию лететь – в Турции теракты.
На закрытии выступали не только призеры, но все коллективы. Это правило. ФОТО предоставлено оргкомитетом фестиваля Pari Grand
На этом дурные известия заканчиваются.
Международному фестивалю-конкурсу хореографического искусства Pari Grand (так повелось, в хореографии терминология французская) 10 лет. Но не сказать, что, к примеру, из Когалыма на фестиваль приехали из-за «даты». Коллектив не первый год приезжает, хотя почти трое суток добираться. Дети из Бурятии костюмы привезли народные, каждый шесть кило весит. Московские «Побратимы» вообще в количестве 82 человек явились.
– Благовещенск приехал?
– Прие-е-ехал.
В документах конкурса написано: участники от 6 до 30 лет. Однако до сих пор вспоминают 45-летнюю японку, которая несколько лет назад вытанцовывала классику – из «Пламени Парижа» и «Жизели». Или мужчин из Себежа в «самом расцвете сил» (мягко говоря, сильно за 30), которые покорили своей «Барыней».
Конкурс последние годы носит имя своего основателя известного педагога и хореографа Юрия Громова, которого еще прекрасная Дудинская называла «национальным достоянием». Юрий Иосифович умер в 2010 году. Сам профессор затеял конкурс, чтобы собирать раз в год своих учеников, рассеянных по всей стране. Смысл был в том (рассказывает директор фестиваля Вера Иващенко), чтобы через годы учебы сверить, так сказать, показатели – насколько выпускники, сами ставшие педагогами и хореографами, блюдут традиции и как развиваются. Потом подтянулись ученики учеников, потом — знакомые и коллеги, так что конкурс теперь открытый.
Никакого спецотбора. Конкурс хоть и симпатизирует петербургской классической школе хореографии, но приветствует и современный танец; приезжают из школ искусств и из поселков, где отбирать детей в кружок «по параметрам» — непозволительная роскошь. Одни танцоры по заграницам больше поездили, чем по России, другие в поселке живут, театра в глаза не видели. На одном из конкурсов худрук Театра балета имени Якобсона Андриан Фадеев из самодеятельного коллектива барышню в свой театр пригласил.
Рассказывать, что участников поселили в четырехзвездной, что устраивают экскурсии и мастер-классы, неловко, потому что, кажется, «это само собой». Но Вера Иващенко комментирует: иногда она приглашает какой-то «интересный коллектив», в ответ слышит: «В Петербург?! Не надо нам вашего Петербурга, мы уже натерпелись». Оказывается, налажен бизнес: приглашать детские коллективы, брать с них деньги, селить бог знает как. А танцевать? А пусть в своей гостинице и танцуют. «Не представляете себе, как неприятно!» – говорят устроители.
– Мы десять часов летели, потом на поезде из Москвы ехали, утром сошли – и у нас сразу обзорная! – восторгается педагог Марина Сергиенко из городка Корсаков Сахалинской области. – Глаза слипаются, а тут восход солнца, машины улицы поливают! Ну дети сразу проснулись, побежали на Дворцовую фотографироваться...
Вообще-то им, сахалинским, до Китая ближе. Они там и выступают периодически.
За 10 лет – 56 регионов России. Девять зарубежных стран. Участников – более 10 тысяч. С учетом разноуровневости коллективов у жюри установка: не критиковать, а учить. «Пари Гранд» – это, в общем, большой мастер-класс.
– У нас вот мастер-класс дает
Татьяна Тарабанова – так уже слезы одни, – комментирует Вера Иващенко.
Слезы – потому что больше 120 человек мастер-класс не вместит, а учить будут «использованию математических структур». Это в танце-то. Выстраивание центров тела, перенос веса... Татьяна Тарабанова преподает в Академии Вагановой, судит в международных конкурсах. Востребованная персона. По-товарищески решили, что на ее мастер-класс по два человека от коллектива снарядят.
На открытии фестиваля выступали друзья из Мариинки, из Театра балета Якобсона. И коллективы, которые за минувшие годы получали «Гран-при». Получали 15-летними, сейчас специально для фестиваля станцовывались заново уже взрослые.
«Гран-при» конкурса имени Юрия Громова завоевал образцовый хореографический ансамбль «Побратимы» из Москвы. Театр танца Натальи Лысцовой из Екатеринбурга победил в двух номинациях – «Хореографическая миниатюра» и «Современный танец», лучшим в категории «Народный танец» стал заслуженный хореографический ансамбль «Северное сияние» из ЯНАО, лучший народно-стилизованный танец исполнил образцовый коллектив ансамбль танца «Славяночка» (город Коммунар Ленобласти).
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5675) от 05.04.2016.
Комментарии