Большое пари

Это потому, что зрителям мест бы не хватило. Зал «Балтийского дома» впечатляющий, но не резиновый, а участников – тысяча человек со всей страны. Плюс из зарубежья. Это еще ничего: в прошлом году 1200 было. В этом, к примеру, японцы собирались, но из-за интересных международных отношений власти им будто бы «не рекомендовали» ехать в Россию. А из Германии взяли да приехали никого не спросясь. Из Грузии тоже хотели, из батумской школы имени Баланчина, а на границе с Осетией конфликт, не рискнули. Хотели через Турцию лететь – в Турции теракты.

Большое пари | На закрытии выступали не только призеры, но все коллективы. Это правило. ФОТО предоставлено оргкомитетом фестиваля Pari Grand

На закрытии выступали не только призеры, но все коллективы. Это правило. ФОТО предоставлено оргкомитетом фестиваля Pari Grand

На этом дурные известия заканчиваются.

Международному фестивалю-конкурсу хореографического искусства Pari Grand (так повелось, в хореографии терминология французская) 10 лет. Но не сказать, что, к примеру, из Когалыма на фестиваль приехали из-за «даты». Коллектив не первый год приезжает, хотя почти трое суток добираться. Дети из Бурятии костюмы привезли народные, каждый шесть кило весит. Московские «Побратимы» вообще в количестве 82 человек явились.

– Благовещенск приехал?

– Прие-е-ехал.

В документах конкурса написано: участники от 6 до 30 лет. Однако до сих пор вспоминают 45-летнюю японку, которая несколько лет назад вытанцовывала классику – из «Пламени Парижа» и «Жизели». Или мужчин из Себежа в «самом расцвете сил» (мягко говоря, сильно за 30), которые покорили своей «Барыней».

Конкурс последние годы носит имя своего основателя известного педагога и хореографа Юрия Громова, которого еще прекрасная Дудинская называла «национальным достоянием». Юрий Иосифович умер в 2010 году. Сам профессор затеял конкурс, чтобы собирать раз в год своих учеников, рассеянных по всей стране. Смысл был в том (рассказывает директор фестиваля Вера Иващенко), чтобы через годы учебы сверить, так сказать, показатели – насколько выпускники, сами ставшие педагогами и хореографами, блюдут традиции и как развиваются. Потом подтянулись ученики учеников, потом — знакомые и коллеги, так что конкурс теперь открытый.

Никакого спецотбора. Конкурс хоть и симпатизирует петербургской классической школе хореографии, но приветствует и современный танец; приезжают из школ искусств и из поселков, где отбирать детей в кружок «по параметрам» — непозволительная роскошь. Одни танцоры по заграницам больше поездили, чем по России, другие в поселке живут, театра в глаза не видели. На одном из конкурсов худрук Театра балета имени Якобсона Андриан Фадеев из самодеятельного коллектива барышню в свой театр пригласил.

Рассказывать, что участников поселили в четырехзвездной, что устраивают экскурсии и мастер-классы, неловко, потому что, кажется, «это само собой». Но Вера Иващенко комментирует: иногда она приглашает какой-то «интересный коллектив», в ответ слышит: «В Петербург?! Не надо нам вашего Петербурга, мы уже натерпелись». Оказывается, налажен бизнес: приглашать детские коллективы, брать с них деньги, селить бог знает как. А танцевать? А пусть в своей гостинице и танцуют. «Не представляете себе, как неприятно!» – говорят устроители.

– Мы десять часов летели, потом на поезде из Москвы ехали, утром сошли – и у нас сразу обзорная! – восторгается педагог Марина Сергиенко из городка Корсаков Сахалинской области. – Глаза слипаются, а тут восход солнца, машины улицы поливают! Ну дети сразу проснулись, побежали на Дворцовую фотографироваться...

Вообще-то им, сахалинским, до Китая ближе. Они там и выступают периодически.

За 10 лет – 56 регионов России. Девять зарубежных стран. Участников – более 10 тысяч. С учетом разноуровневости коллективов у жюри установка: не критиковать, а учить. «Пари Гранд» – это, в общем, большой мастер-класс.

– У нас вот мастер-класс дает

Татьяна Тарабанова – так уже слезы одни, – комментирует Вера Иващенко.

Слезы – потому что больше 120 человек мастер-класс не вместит, а учить будут «использованию математических структур». Это в танце-то. Выстраивание центров тела, перенос веса... Татьяна Тарабанова преподает в Академии Вагановой, судит в международных конкурсах. Востребованная персона. По-товарищески решили, что на ее мастер-класс по два человека от коллектива снарядят.

На открытии фестиваля выступали друзья из Мариинки, из Театра балета Якобсона. И коллективы, которые за минувшие годы получали «Гран-при». Получали 15-летними, сейчас специально для фестиваля станцовывались заново уже взрослые.

«Гран-при» конкурса имени Юрия Громова завоевал образцовый хореографический ансамбль «Побратимы» из Москвы. Театр танца Натальи Лысцовой из Екатеринбурга победил в двух номинациях – «Хореографическая миниатюра» и «Современный танец», лучшим в категории «Народный танец» стал заслуженный хореографический ансамбль «Северное сияние» из ЯНАО, лучший народно-стилизованный танец исполнил образцовый коллектив ансамбль танца «Славяночка» (город Коммунар Ленобласти).


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5675) от 05.04.2016.


Комментарии