Больше, чем расследование

Мы уже писали о том, что в голландском городе Амерсфорте есть мемориальное кладбище, на котором похоронены 865 советских воинов, погибших в годы Второй мировой войны. Это единственный подобного рода некрополь в Голландии. Многие из тех, кто покоится на нем, в нашей стране до сих пор числятся пропавшими без вести. Местному журналисту Ремко Рейдингу удалось разыскать родственников почти двухсот из них.

Больше, чем расследование  | За каждой из плит на Русском поле Славы в Нидерландах _ судьба человека. До недавнего времени об этих людях практически ничего не было известно.<br>ФОТО предоставил фонд «Советское поле Славы»

За каждой из плит на Русском поле Славы в Нидерландах _ судьба человека. До недавнего времени об этих людях практически ничего не было известно.
ФОТО предоставил фонд «Советское поле Славы»

Ремко прекрасно говорит по-русски: восемь лет, с 2004-го по 2012 год, он работал в Москве корреспондентом голландских газет, радио и телевидения. Да и сегодня сохраняет активные связи с Россией. Недавно он побывал в Петербурге, где встретился со студентами Высшей школы экономики.

Как рассказал Рейдинг, почти двадцать лет назад, в 1998 году, редактор газеты «Амерсфорте Курант» подсказал ему тему - заняться поиском родственников советских воинов, похороненных на местном воинском кладбище. Здесь его называют «Русским полем Славы». По-голландски - Russisch Ereveld. О тех, кто покоится на нем, практически ничего не было известно. Рейдинг, которому к тому времени довелось побывать в России, совершенно не предполагал, что это задание станет для него больше, чем журналистское расследование.

На Русском поле Славы - 865 отдельных могил. Над каждой - белое надгробие с высеченной надписью «советский воин», дальше - имя и фамилия. На четверти плит - лаконичные строки: «Неизвестный советский воин».

Кладбище - сборное. После войны сюда перезахоронили останки 101 советского военнопленного, погибшего в концлагере, который находился с 1941-го по 1945 год в городе Амерсфорте. 24 солдата умерли от голода, истязаний и истощения, а 77 были расстреляны. Причем в один день - 9 апреля 1942 года.

В 1947 году с военного американского кладбища в нидерландской деревне Маргратен сюда перенесли останки еще 691 советского солдата. Это бывшие военнопленные, освобожденные войсками США и умершие в госпиталях от болезней и истощения. И, наконец, сюда перезахоронили еще 73 бывших военнопленных, которые погибли и были погребены в различных частях Голландии. Официально некрополь был открыт в 1948 году, свой современный облик приобрел в 1962-м, а стела, а изготовленная в Советском Союзе из белого армянского мрамора, появилась в 1975-м.

- Несмотря на то что на кладбище много раз фигурирует слово «советский», мы называем его Русским полем Славы. Русские, белорусы, грузины - для нас все жители Советского Союза времен Второй мировой войны - это русские, без различия национальностей, - объясняет Ремко Рейдинг.

Рейдинг обратился к архивам - голландским, немецким, американским, российским. Ему удалось отыскать родственников 199 воинов, покоящихся на Русском поле Славы. Откуда они родом? Со всего бывшего Советского Союза - из Москвы, Ленинграда, Пскова, Орла, Ростова, Тулы... Есть из Сибири и Средней Азии. Поиск стал смыслом жизни Ремко Рейдинга, а позже и его жены Ирины, с которой он познакомился в одной из своих поездок в Россию. Документальный фильм, посвященный деятельности Рейдинга, называется как нельзя точно: «Дитя поля Славы». Так же зовется и книга, которая была издана в прошлом году на русском языке.

- Дело, которым я занялся, изменило мою жизнь, - признается Рейдинг. - Я понимал, как важно, хотя бы даже спустя шестьдесят - семьдесят лет, вернуть в семьи память об их родных...

Одна из пфервых ниточек привела Ремко в Великий Новгород - к дочерям солдата Дмитрия Колынина. О судьбе своего отца они ничего не знали. Оказалось, что он был одним из многих военнопленных, которых освободили американцы в самом конце войны в одном из концлагерей близ голландской границы. 23 мая 1945 года он умер от осложнений, вызванных туберкулезом...

- То, чем я занимаюсь, это человеческий мост вне политики, исключительно гуманитарный проект, позволяющий лучше понять друг друга, - уверен Рейдинг. - Общая память должна в конце концов нас соединить...

Радует, что в Голландии немало людей, разделяющих взгляды Рейдинга. Вместе с ним они учредили негосударственный фонд, чтобы собирать деньги для ухода за кладбищем и помогать потомкам тех, кто здесь покоится, приезжать сюда. Одними из первых были дочери Дмитрия Колынина - Екатерина и Лидия. Они привезли на его могилу горсть родной земли...

Деятельность Ремко Рейдинга принесла ему признание и в верхах. Король Нидерландов пожаловал его в рыцари ордена Оранских-Нассау, а в России в 2003 году журналист получил награду Министерства обороны «За активную поисковую работу». В прошлом году президент страны Владимир Путин накануне Дня Победы лично направил письмо Рейдингу, поблагодарив его за его «вклад в развитие российско-нидерландского сотрудничества в военно-мемориальной области».

После окончания встречи я подошел к голландскому журналисту, представился. Узнав, что я из главной городской газеты, Ремко сразу же отозвался:

- Мне до сих не удалось найти родственников одного из захороненных на Русском поле Славы, который родом из вашего города. Может быть, если сообщить через газету, отыщутся его родные?

Ремко открывает свой ноутбук, показывает запись: Лев Сергеевич Петров, родился в Петрограде в 1919 году, первый адрес - Стеклянная улица, дом № 31, кв. 8. Во время войны оказался в плену и умер после освобождения - 27 мая 1945 года... Еще один герой с Русского поля Славы родом из Ленинградской области - из деревни Петровская Горка Лужского района. Александр Сергеевич Егоров, 1902 года рождения, он тоже умер после освобождения из плена - 24 мая 1945 года... Так что поиск продолжается.

Ремко22.jpg

Ремко Рейдинг начинал как спортивный журналист, а стал исследователем и писателем. ФОТО предоставлено фондом «Советское поле Славы»


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5842) от 01.12.2016.


Комментарии