Богу Богово, Хиггсу хиггсово

В Петербурге проходит международная конференция «Физика Большого адронного коллайдера». Конференция ежегодная, крупная: и длится неделю, и представительство внушительное – 350 ведущих ученых из 35 стран. В том числе авторы открытия бозона Хиггса, а это, как не устают уточнять, «не еще одна частица – это новый мир». Дополнительная деталь: БАК, Большой адронный коллайдер, был в простое два года (его готовили к наращиванию мощностей) и этим летом вновь приступил к работе... И все же первый вопрос журналистов на пресс-конференции в СПбГУ (один из организаторов) был не о строении Вселенной, а о земном – о санкциях и контрсанкциях. Мол, не помешали ли международному сотрудничеству.

Богу Богово, Хиггсу хиггсово  | ФОТО emresenkal/shutterstock.com

ФОТО emresenkal/shutterstock.com

– Санкции – из тех вещей, которые лучше бы не существовали, – заявил Сержио Бертолуччи, заместитель гендиректора по науке ЦЕРН, Европейской организации по ядерным исследованиям.

Но это господин Бертолуччи так, к слову. Потому что санкции/контрсанкции на мегапроекте не сказались никак. В конце концов, напомнил ученый, на престижнейших Рочестерских конференциях советские и западные физики общались на одном языке и в годы холодной войны.

Владимир Шевченко, замдиректора НИЦ «Курчатовский институт» (координирует российское участие в работе БАК), указал на «само по себе доказательство» – сам факт проведения конференции.

Что повлияло, так это финансовый кризис. На всех. К примеру, вклада Греции в международный проект «согласны подождать».

– Проблема в другом, – говорит Сержио Бертолуччи. – Люди не думают по-настоящему о будущем. А наука – это именно то, что даст нам будущее.

Вряд ли «люди» увидят будущее в сообщении о том, что в модернизированном БАКе пучки протонов столкнулись на энергии, вдвое превышающей предыдущий рекорд. А предыдущий рекорд и позволил ученым открыть бозон Хиггса, напомнил академик Виктор Матвеев, директор Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Нынешние мощности – это все равно как если бы мы когда-то достигли Луны, а теперь – Марса, – попытался образно пояснить Питер Йенни, профессор Университета Фрайбурга, основатель коллаборации ATLAS (это один из экспериментов на коллайдере).

– Может, на нынешних скоростях тоже что-то откроем – кто его знает? – предположил Алексей Воробьев, руководитель Отделения физики высоких энергий Петербургского института ядерной физики в Гатчине и сопредседатель конференции.

Поскольку бозон Хиггса называют еще и «частицей бога», о Господе тоже поговорили. На журналистский вопрос в духе «не изменилось ли ваше представление о рождении/сотворении мира» и т. д. Алексей Воробьев отрекомендовался убежденным атеистом и заявил, что в науке нет места «верю» или «не верю» – в ней есть место проверке. Виктор Матвеев признался, что все больше восхищается тем, как это у человека в генах заложено думать о вопросах возникновения Вселенной, хотя срок жизни человечества во Вселенной менее чем ничтожен. «Мы не ищем Правду с большой буквы, как это делает религия, – мы ищем правду с маленькой буквы, – резюмировал Бертолуччи. – И мы ищем новые сомнения. Веру невозможно продемонстрировать. Нашу работу продемонстрировать можно».

Поскольку мощности столкновений протонов возросли вдвое, у человечества опять есть повод бояться, что физики устроят нам большую черную дыру, коя всех нас и поглотит. Виктор Матвеев мягко заметил: это все равно что ожидать конца света от столкновения двух комаров.

Право же, есть вопросы посерьезнее. Например, почему один из «побочных продуктов» мегапроекта, адронная терапия, самый передовой метод лечения онкологических заболеваний, так бойко развивается за рубежом – и так ни шатко ни валко у нас. Как сказал Григорий Феофилов, руководитель группы СПбГУ в коллаборации ALICE (еще один эксперимент БАК), в Москве и Петербурге запланировано строительство центров адронной терапии – но частных. Профессор Феофилов с 2007 года пробивает идею создания государственного центра адронной терапии, но, видимо, нашим ученым проще было когда-то в 1992 году на коленке создать разработку, которую охотно приметили и применили в Большом адронном коллайдере, чем широко использовать технологии, к которым имеют непосредственное отношение, у себя же на родине.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (5535) от 02.09.2015.


Комментарии