Блокада и холокост
Если для нашего города 27 января – священный день памяти о блокаде, то во всем мире в этот день вспоминают о холокосте. И вот по какой причине: 27 января 1945 года Красная армия освободила узников концлагеря Освенцим-Биркенау в Польше, ставшего одним из главных символов политики нацизма по уничтожению еврейского народа. Спустя шестьдесят лет Генеральная Ассамблея ООН объявила эту дату Международным днем памяти жертв холокоста.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Два знаковых события, связанных с крупнейшими гуманитарными трагедиями Второй мировой войны, произошли с разницей ровно один год. Конечно, в известном смысле это совпадение, может быть, даже и мистическое. Но в этой случайности есть свой смысл. Какой? Речь об этом шла на семинаре в Европейском университете, где, пожалуй, впервые видные исследователи блокады Ленинграда и холокоста рассматривали их как явления одного порядка.
Принято считать, что холокост – частное проявление геноцида по отношению к одной отдельно взятой нации. Блокада Ленинграда тоже была формой геноцида. Только нацисты устроили его против не отдельно взятого народа, а против населения целого города, без различия его жителей по национальности. Одним из первых эту мысль озвучил германский историк Йорг Ганценмюллер в книге «Осажденный Ленинград», вышедшей в 2005 году и пока еще не переведенной на русский язык.
– В настоящее время благодаря усилиям исследователей удалось не только доказать, что нацистское руководство и высшее командование вермахта планировало блокаду Ленинграда, но и детально раскрыть, каким образом эти планы находили свое воплощение на уровне 18-й армии и входивших в ее состав корпусов и дивизий, – подчеркнул доктор исторических наук Никита Ломагин. – Немецкие военные на основании данных разведки хладнокровно оценивали результаты того, что происходило в осажденном городе.
Важно отметить, что солдаты вермахта под Ленинградом знали о целях своего командования. К примеру, 13 сентября 1941 года Клеффель, командир 1-й дивизии, находившейся под Петергофом, издал приказ, в котором говорилось: «Мы будем обходиться с ним (Ленинградом. – С. Г.) как с крепостью и голодом заставим его сдаться. Эта борьба требует, чтобы у нас не появилось ни малейшей жалости к голодающему населению, даже к женщинам и детям... Их следует держать на расстоянии огнем наших частей, находящихся на передовой, а все же если они прорвутся – расстреливать. Каждый солдат дивизии должен быть подробно проинформирован об этом»...
Спустя почти 73 года, в январе 2014 года, президент ФРГ Йоахим Гаук в своем письме президенту России Владимиру Путину в связи с 70-летием освобождения Ленинграда от блокады отметил, что испытывает чувство стыда из-за той войны на уничтожение, которую нацистская Германия вела против Советского Союза. А далее признал: «Особенно ужасным событием войны стало окружение Ленинграда. Вместе с жительницами и жителями Санкт-Петербурга я вспоминаю о мучениях столь многих неповинных людей, стольких женщин, мужчин и детей, которых сознательно обрекли на голодную смерть»...
– У массовой гибели людей во время блокады и холокоста была одна общая причина – нацизм, тоталитаризм, – высказал мнение и. о. ректора Европейского университета Николай Вахтин. – Но на этом сходство заканчивается. Дальше идут различия. И главное из них – уровень памяти: он совершенно несопоставим.
О блокаде Ленинграда знают в Петербурге. Но уже за пределами региона о ней помнят гораздо меньше. Что уж говорить о других странах? О холокосте знает и помнит весь мир.
– Мы должны по достоинству оценить и объяснить смысл жертв, – считает Ломагин. – Очевидно, что рождение государства Израиль в определенном смысле было последствием холокоста. Точно так же очевидно, что принятие в 1948 году международной конвенции, запрещающей геноцид, связано с преступлениями против человечности, в том числе против населения Ленинграда.
И Женевские конвенции с дополнительными протоколами, запрещающими применение голода как средства ведения войны, появились тоже как следствие блокады Ленинграда, когда именно голод был важнейшим инструментом достижения военных целей. Ведь на Нюрнбергском процессе в 1946 году адвокатам командующего групп армий «Север» фон Лееба удалось снять с него обвинение в использовании голода против жителей Ленинграда. Они ссылались на то, что, по тогдашним законам ведения войны, это не было запрещено...
Как подчеркнул Никита Ломагин, до сих пор нет серьезных монографических исследований, посвященных большому количеству актуальных вопросов блокады, в том числе национальному вопросу. Все ли знают, что во время войны самой северной точкой холокоста стал оккупированный фашистами город Пушкин? До сих пор эта страница истории бывшего Царского Села остается в тени, хотя еще в 1991 году недалеко от Александровского парка, одного из мест массовых расстрелов пушкинских евреев, был поставлен памятник «Формула скорби» работы скульптора Вадима Сидура.
Участвовавший в семинаре директор Центра изучения истории советских евреев в годы холокоста при мемориальном институте «Яд ва-Шем» (Иерусалим) Аркадий Зельцер напомнил, что именно в Петербурге, тогда еще Ленинграде, в конце 1980-х годов возникла первая в СССР группа по изучению холокоста. Она проводила экспедиции, записывала устные свидетельства, подготовила документальный фильм «Бабьи Яры Смоленщины». Именно благодаря ей возникла традиция проводить в первое воскресенье октября акцию памяти у «Формулы скорби» в Пушкине.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5645) от 17.02.2016.
Комментарии