Без пол-литра не поймешь

Антиалкогольная политика государства вводит в ступор своей непоследовательностью. Не успеваешь осмыслить очередную инициативу, как появляется новая, противоречащая предыдущей.

Без пол-литра не поймешь | Иллюстрация Blablo101/shutterstock.com

Иллюстрация Blablo101/shutterstock.com

Давно ли повышалась минимальная цена на водку под девизом улучшения ее качества? Мнение теневого рынка в связи с этим нововведением чиновники игнорировали. Теперь в Минпромторге и Минэкономразвитии заговорили о снижении акцизов на крепкий алкоголь, чтобы водку удешевить.

Логика такая: дешевая водка, даже если ее будут пить больше, вытеснит «паленку». Народ не станет травиться, и государство будет в выигрыше, потому как поднимется объем продаж, который за последние годы резко снизился. Сейчас минимальная цена легальной поллитровки 190 рублей, предполагаемая - 136 и даже 100.

Минфин, заботясь о пополнении бюджета, предлагает увеличить акциз на вино, которое для многих, если это вино приличного качества, и сейчас недоступно. Цена импортного вина - от 1000 рублей за пол-литра и выше, отечественного в среднем 500 - 600 рублей за бутылку. Зато по объемам производства и потребления поднялись дешевые винные напитки. При таком раскладе вряд ли стоит надеяться на улучшение культуры потребления за счет натуральных вин высокого качества.

Кроме того, в Минфине поддерживают продажу алкоголя через Интернет, которая была запрещена в 2007 году. Запрещена на том основании, что при реализации в Сети нельзя было контролировать продажу алкогольных напитков в соответствии с ограничениями по возрасту и времени продажи. А теперь, получается, научились контролировать?

Борьба с контрафактом - задача полиции, с которой она справляется плохо. Контроль за объемом производства, оборотом спирта и спиртосодержащей продукции призвана осуществлять внедряемая с 1 января текущего года Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Специальный микрочип на легальной бутылке должен отслеживать ее путь с момента производства до реализации. Но, как показывает практика, внедрение ЕГАИС идет с большим скрипом и пока только добавило проблем добросовестным производителям и торговцам, ничуть не мешая теневикам, для укрощения которых она предназначена.

В свою очередь Минздрав отстаивает позицию, прописанную в действующей антиалкогольной правительственной концепции: снижение доступности спиртных напитков всеми возможными способами и изменение структуры потребления. Что это путь правильный, подтверждает официальная статистика, свидетельствующая о тенденции отрезвления населения. Так, по данным Росстата, с 2009-го по 2014 г. потребление алкоголя в Российской Федерации снизилось c 16,8 до 13,6 литра в год с учетом лиц старше 15 лет.

Однако официальная статистика фиксирует только продажу легального спиртного, оставляя за бортом теневиков. А по данным Росалкогольрегулирования, доля продаваемого контрафакта, которая в основном реализуется в обычных магазинах, составляет 35 - 40% алкогольного рынка. Объемы самогоноварения вообще учету не поддаются. Уголовного наказания за самогоноварение не предусмотрено. Только за сбыт домашней водки могут наказать как за незаконное предпринимательство. Теоретически, потому как на практике наказанных по всей стране единицы.

Предлагаемые правительственными ведомствами изменения на алкогольном рынке пока находятся в стадии обсуждения. Принятие тех или иных вариантов планируется к началу следующего года. Но из опыта предыдущих новаций в этой сфере потребитель усвоил, что борьба с контрафактом всякий раз оборачивается банальным повышением цен.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5826) от 09.11.2016.


Комментарии