Без меня меня лечили

С чего для каждого из нас еще несколько лет назад начиналась поликлиника? Конечно же, с давки в регистратуре за номерком к терапевту или окулисту... А еще с очереди у двери в кабинет врача и истерик в коридорах, вспыхивающих всякий раз после слов:

«Мне только спросить». Сегодня, когда информационные технологии прочно вошли в жизнь медицинских учреждений, запись к врачу по Интернету никого не удивляет. Хотя разобраться с цифровой бюрократией тоже непросто – то на сайте нет номерков, то в колл-центре наглухо занято.

Без меня меня лечили | Иллюстрация Alexstr/shutterstock.com

Иллюстрация Alexstr/shutterstock.com

Тем не менее, несмотря на перманентные технические сбои, медицинские онлайн-сервисы не только помогают экономить время, но и, как выяснилось, еще являются мощным контролирующим ресурсом.

Напомним, что система информирования застрахованных лиц об оказанных медицинских услугах и их стоимости масштабно заработала в России с 1 сентября 2015 года, а вскоре в ряде регионов стали фиксироваться жалобы граждан на приписки со стороны медицинских организаций о неполученных по факту медицинских услугах.

Так, тысячи москвичей обнаружили в своих «личных кабинетах» информацию о якобы оказанных им медуслугах в различных учреждениях столицы – физиопроцедурах, прививках, диспансерных осмотрах, – которые в реальности они не получали.

В итоге, по данным на середину марта 2016 года, в столичное отделение ФОМС поступило порядка 42,7 тысячи жалоб на приписки.

Однако и сами медики, как оказалось, в большинстве своем не питают иллюзий по поводу правдивости отчетов о проведенных профилактических осмотрах населения. К такому выводу пришли специалисты фонда «Здоровье» после проведенного опроса в 84 регионах страны. Выяснилось, что 77% респондентов не считают правдивыми и официальные итоги диспансеризации. Более того, 67% опрошенных известны случаи ее проведения только на бумаге, без участия самих пациентов.

При этом многие доктора-онкологи посетовали на то, что в программу диспансеризации входят не совсем те методы, которые действительно позволяют обнаружить рак на ранней стадии. Пациентам раздают анкеты с вопросом: «Говорил ли вам врач когда-либо, что у вас онкологическое заболевание?» Большинство напишут «нет», потому что симптомы рака неизвестны ни больному, ни, к сожалению, иногда терапевту. Однако это не мешает радостно рапортовать о якобы повышении выявляемости ранних стадий онкозаболеваний на целых 72% благодаря тем самым скрининговым программам.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала пагубную практику подтасовок инерцией советской медицины. По ее мнению, именно дальнейшее информирование граждан об оказанных услугах станет большим шагом к открытости расходования средств на медицину. «Только таким образом мы можем очистить систему от вранья, от этих приписок, которые являются просто бедой», – уверена министр.

А вот связи приписок с диспансеризацией в Минздраве не усматривают. При «правильной организации процесса диспансеризации, а также привлечения населения к диспансеризации через региональные СМИ, работу с организованными коллективами, мотивирование работодателей необходимость какого-либо искажения реальной картины обращаемости за данной медицинской услугой не имеется», убеждены в ведомстве.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (5708) от 25.05.2016.


Комментарии