Барометр финского счастья

Уполномоченный по правам ребенка Финляндии, глава Европейской ассоциации уполномоченных по правам детей (ENOC) Туомас Курттила, посетив несколько питерских образовательных учреждений для трудных подростков, похоже, получил вполне адекватное представление о наших проблемах. В одном из этих заведений он поговорил с 10-летним мальчуганом, который в отличие от большинства его сверстников уже вполне определился с жизненным выбором. Он хочет стать автомехаником и о машинах, по его словам, знает все. Чтобы быстрее воплотить свою мечту в реальность, паренек совершил уже четыре угона.

Барометр финского счастья | Иллюстрация KonstantinChristian/shutterstock.com

Иллюстрация KonstantinChristian/shutterstock.com

Вообще-то в отличие от наших детских омбудсменов их европейские коллеги с детьми напрямую не общаются. Они решают проблемы на другом уровне - совместно с парламентариями «шлифуют» законодательные акты, проводят социологические исследования и анализируют их результаты.

Однако Туомас Курттила - сам отец троих детей и общаться с ребятишками явно любит и умеет. Сопровождавшая его в «экскурсии» по нашим учебным заведениям (а среди них была школа и вполне благополучная, где дети изучают финский язык) питерский омбудсмен Светлана Агапитова с удивлением признала: манера общения гостя с детьми и характер задаваемых им вопросов могли бы послужить примером для многих наших педагогов.

Правда, саму модель финской «детской политики» большинство наших людей в качестве примера принимать не готовы. Время от времени из соседней страны прикатывается очередной скандал по поводу изъятия ребенка из семьи «за шлепок». Нередки и конфликты в смешанных семьях - там делят детей, и, как утверждают нашли правозащитники, финские власти чаще всего принимают решение в пользу своих соотечественников.

Наличие этих проблем Туомас Курттила признал. Однако категорически отверг какую-либо пристрастность финских органов опеки по отношению как к русским, так и другим иностранцам. Закон в Финляндии стоит на страже интересов ребенка независимо от его национальности и происхождения. При наличии сведений об опасности для его жизни и здоровья малыша с равным успехом изымут из любой семьи, хоть финской, хоть иностранной. Другое дело, что в иностранных семьях такая опасность возникает чаще. И эта проблема приобретает особую актуальность в связи с наплывом в страну мигрантов (среди которых, кстати, россияне далеко не на первом месте).

В 2013 году число детей, изъятых из семей, достигло 4 тысяч. Еще 13 тысяч приобрели временный приют вне дома. Финское общество обеспокоилось, и это заставило правительство предпринять целую серию серьезных мер. Государство взяло под наблюдение все семьи из «зоны риска», им оказывается поддержка, с ними работают специалисты из службы защиты детей. Результат налицо: с 2015 года ситуация стабилизировалась, а к настоящему моменту число изъятий детей даже уменьшилось.

Для проверки результативности принятых мер в Финляндии постоянно проводятся социологические опросы среди детей. Именно эти акции, ставшие для финского общества уже привычными, постоянно фиксируют зону неблагополучия среди детей мигрантов. Этот контингент нуждается в гораздо более плотном контроле. Прежде всего вновь прибывшим недостает информации об их правах и обязанностях.

Проблема элементарного просвещения встает в полный рост еще и потому, что ежегодно в Финляндию въезжают все больше детей БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ. Раньше их число измерялось сотнями, а в 2015 году оказалось уже более 3 тысяч. Это разноплеменное племя «гаврошей» как опасно для общества, так и само может стать легкой добычей для преступников. Но государство ставит гораздо более серьезную задачу, чем просто обеспечение взаимной безопасности. Каждый такой ребенок, считают финны, должен не только получить образование, но при этом сохранить свою культуру и язык.

Удастся ли, сделав «прививку цивилизованности», интегрировать в европейское общество людей с совершенно иным менталитетом? Это нелегкий вопрос, и маленькая Финляндия (чья система образования, напомним, признана одной из лучших в мире) сегодня в полном смысле ставит на себе эксперимент.

Что считать критерием успеха? Очевидно, уровень психологического комфорта живущих в стране людей - как коренных, так и «понаехавших». И в качестве своеобразного «барометра благополучия» финны избрали... шестилетних детей. Проводимые среди этого контингента (еще не научившегося кривить душой и потому говорящего все как есть) социологические опросы и выдают некий «показатель счастья».

- Для нас было большим сюрпризом, - признался Туомас Курттила, - как хорошо эти дети умеют отвечать на вопросы, как много они, сами того не сознавая, могут рассказать об обществе. Каждый пятый из них говорил, что его никто не хвалит. И это не просто печальный факт из жизни самих детей, но и тревожный сигнал всем нам...

Что же касается уже якобы витающего над Россией грозного признака ювенальной юстиции, который, по мнению многих озабоченных граждан, стремительно катится к нам из Европы, то Туомас Курттила искренне признался, что никой угрозы здесь не видит. Проблема нарастающей «диктатуры детей» в семье, о которой с тревогой говорят некоторые исследователи, ему незнакома.

Что ж, возможно, он судит по своей семье, где, как можно было догадаться, все благополучно. Единственное, что беспокоит финского детского омбудсмена как отца, так это то, что его дети мало знают о России. Он мечтает, чтобы они читали Пушкина. А как это сделать, если «Евгений Онегин» до сих пор не переведен на финский язык?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 {5874} от 24.01.2017.


Комментарии