«Бабья заступница» у святого источника

От северной, самой молодой столицы России до самой древней столицы Руси - Старой Ладоги - всего 130 километров. Множество турфирм предлагают однодневные экскурсии из Петербурга в Старую Ладогу по вполне доступной цене (около 1300 рублей). В прошлом году село с численностью 5 тыс. человек приняло более 140 тыс. экскурсантов - почти по 30 человек на каждого жителя. Одного дня действительно хватает, чтобы без суеты и спешки ознакомиться с основными достопримечательностями этого места.

«Бабья заступница» у святого источника | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Здесь все в абсолютной шаговой доступности, такой концентрированный раствор из красот природы, истории, духовных святынь. И знакомиться с ними можно начинать хоть с юга, от Никольского мужского монастыря, хоть с севера - от легендарной могилы Вещего Олега. Но мы пойдем путем, который проложил для нашего пресс-тура Информационно-туристический центр правительства Ленобласти.

Он начался с посещения Свято-Успенского девичьего монастыря, по-женски уютного, встречающего петушиным криком и кудахтаньем из небольшого птичника. Умиления, как говорили в старину, добавляют многочисленные, очень ухоженные цветники с расставленными там и сям простодушными садовыми скульптурками. На территории этого монастыря провела 7 лет в заточении первая жена Петра I Евдокия Лопухина - под охраной военного караула и «за двойным тесовым палисадом». Даже посетителей в это время на территорию Свято-Успенского не пускали. Здесь же коротала в уединении свои дни другая Евдокия - Ганнибал, нелюбимая жена арапа Петра Великого, и еще несколько известных женщин. Сегодня жемчужиной монастыря является собор Успения Пресвятой Богородицы XII века - один из немногих сохранившихся на русской земле храмов домонгольского периода.

Отсюда наш путь лежал на Малышеву гору к храму Рождества Иоанна Предтечи, некогда главному храму Старой Ладоги. Все женщины, конечно же, не обошли крестным знамением икону Параскевы Пятницы, которую в народе зовут «бабьей заступницей». У нее можно попросить и «рыцаря на белом коне», и лада в семье, и легких родов. А прямо под алтарем берет начало родник со святой водой. Чтобы набрать ее или даже окунуться, надо спуститься с высокого берега Волхова к часовенке. Местные не ленятся проделывать этот путь с многочисленными бутылками и канистрами.

Еще чуть севернее - ряд искусственных холмов-захоронений. Здесь их называют не курганами, не могильниками, а по-дальневосточному - сопками. На вопрос: «Почему?» - даже знатоки пожимают плечами, так, мол, сложилось. Самая большая из сопок считается местом упокоения легендарного Вещего Олега. Но это, конечно, очень спорно. После гибели Рюрика в стычке с восставшими корелами в районе нынешнего Приозерска, в 879 году Олег стал регентом при его малолетнем сыне Игоре. За 20 лет прошел Олег, объединяя славянские племена, от Волхова до Днепра и объявил маленький городок, основанный, по преданию, братьями Кием, Щеком и Хоревом, «матерью городов русских». Отсюда он ходил «на вы» в Царь-град и прибил щит на его воротах. Из Киева ходил и «мстить неразумным хазарам». Так что вряд ли Вещий Олег вернулся в Ладогу для роковой встречи с черепом своего коня. Но мало ли легенд в Старой Ладоге? Вот, говорят также, что здесь на дне Волхова скрыт «золотой гроб Рюрика». Так оно или не так, останется тайной.

Наше паломничество по святым местам Старой Ладоги не могло, конечно же, миновать Никольский мужской монастырь на южной оконечности села. Его основание в 1156 году связывают с именем Александра Невского. Монастырь возвращен церкви только в начале 2000-х и пока представляет собой больше строительную площадку, а единственный ныне действующий храм Иоанна Златоуста своей архитектурой не впечатляет. Но довелось слышать одну связанную с ним поразительную историю. В богоборческие советские времена в храме располагалась машинно-тракторная станция, так что весь пол был залит мазутом от двигателей. Но ни одного слова - ни хорошего, ни плохого - не было нацарапано на стенах. Так что роспись осталась неповрежденной.

Мимо Староладожской крепости, понятное дело, не пройдет ни один экскурсант. Хотя три ее мощные башни - Климентовская, Воротная и Стрелковая - это, как говорят историки, «новодел». Они воссозданы по чертежам XVI века. Уже к началу XIX века крепость представляла собой романтические руины, в которых находили вдохновение Кипренский, Айвазовский, Рерих и другие живописцы. Кому интересна военная история ладожской твердыни, разделившей все превратности судьбы северных рубежей России, могут узнать о ней из экспозиции в башнях, пройти по пряслам - стенам между ними.

Но настоящим сокровищем крепости остаются два храма: деревянный Дмитрия Солунского (в нем, рассказывают, любил петь на клиросе Александр Суворов) и «ладожская невеста» - храм Святого Георгия, где, по легенде, новгородский князь Александр молился и освятил свой меч перед битвой, которая сделала его Невским. Уникальные фрески XII века здесь тщательно берегут от сырости, говорят, какая-то соль на них проступает. Но, если вам повезет оказаться в Старой Ладоге в погожий день и удастся попасть внутрь храма, обратите внимание на фреску со святым Георгием. Вряд ли вы где-то еще увидите Победоносца без копья, поражающего змея. Он усмиряет его одним Словом Божьим, а спасенная принцесса, предназначенная чудовищу в жертву, ведет зверя, как на поводке, обвязав его шею своим пояском.

Вот на один день и все, пора уезжать. Но сюда хочется возвращаться, чтобы просто, как летописец Нестор в XI веке, побродить по берегу Волхова и найти, как он, стеклянные бусины - свидетели давней торговой и ремесленной жизни первой столицы Руси.

#туристический центр #Старая Ладога #путешествия

Комментарии