Автолавки отправят на ярмарку

Сколько раз утром на бегу покупала пирожок в автолавке, стоящей в ста метрах от станции метро «Парк Победы», а в тот день не удалось. Исчезла автолавка. И вот уже два месяца не появляется. Надо сказать, что фургон этот никому не мешал, продукция пользовалась спросом и около него всегда было чисто — рядом находилась урна. Покупали здесь выпечку и пирожные охотно, потому что они были свежими и от известного производителя. Да и стоили дешевле, чем в любом кафе.

Автолавки отправят на ярмарку | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>Это тоже ларек, но только на колесах.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Это тоже ларек, но только на колесах.

Пирожок в то утро я все же купила. У продавца такой же автолавки, но стоящей у станции метро «Владимирская». Пожалуй, это был единственный магазин на колесах, попавшийся мне в историческом центре города.

— У нас есть разрешение здесь работать, и полиции это известно. У метро стоим потому, что на Большой Московской идет ремонт. Закончится — вернемся на прежнее место, но я слышала, что с автолавками могут быть какие-то проблемы, — сказала продавец.

Отойдя от фургона, я очутилась перед длинной шеренгой бабушек, продающих с ящиков неизвестно чью продукцию. Учитывая, что некоторые из них из месяца в месяц неизменно торгуют здесь одним и тем же, бабулек смело можно считать крупными предпринимателями, производящими тоннами картофель, лук, морковь, свеклу. Годы показали, что лишить пенсионерок уличного бизнеса невозможно. А торговлю с колес — запросто.

По сравнению с 2011 годом число автолавок в Петербурге уменьшилось вдвое: тогда их было четыреста, а сегодня около двухсот. Как сказали в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка, сейчас автолавки в нашем городе располагаются в соответствии со специальной схемой размещения нестационарных торговых объектов. Это 299 адресов. У некоторых предпринимателей по две и более точек. По районам они расположены неравномерно. Так, например, в Кировском районе автолавкам отведено 28 мест, в Московском — 10, в Невском — 12 и т. д.

Вдруг оказалось, что автолавки в культурной столице, где повсеместно снесли многочисленные разномастные ларьки, весьма кстати, хотя раньше они разъезжали исключительно по сельской местности. Что и говорить, ларек на колесах мобилен — если потребуется, можно сразу убрать. Его не надо подключать к электросетям и канализации. Он может встать там, где много потенциальных покупателей. А их, как известно, пруд пруди у метро. Надо ли говорить, что у некоторых станций метро (особенно в «спальных» районах) автолавки выстроились рядами, энергично отпихивая друг друга «локтями», то бишь колесами.

Прописалась мобильная торговля в Петербурге в 2007 году. Немного посвоевольничала, но вскоре правительством была принята программа «Автолавка-2008», где говорилось о статусе этой торговли, адресах ее размещения и том, какой ассортимент можно таким образом продавать людям. А это молочная, мясная, рыбная продукция, хлебобулочные и колбасные изделия.

Поначалу процедура согласования была несложной. И производители, которые имели одну или пару стационарных точек (а то и вовсе ни одной) и не сотрудничали с сетями, заинтересовались такой возможностью реализовать свой товар. Для небольших производств торговля с колес стала, можно сказать, основным каналом продаж. Существенным было и то, что деньги за продукцию возвращались сразу и их тут же можно было пустить в оборот. Автофургоны, по сути, стали заменой мелкорозничных торговых зон.

Все изменилось, когда были приняты поправки в постановление # 1045 «О размещении нестандартных торговых объектов на земельных участках, находящихся в госсобственности» (изменение от 4 июня 2014 года). Оно приравняло «мобильный магазин» к ларьку. Понимать это следует так: место каждого магазина на колесах должно соответствовать схеме расположения нестандартных торговых объектов — и ни на сантиметр в сторону! За этим обязана следить полиция. Более того, участок, на котором разместится автолавка, должен иметь кадастровый номер. И за возможность занять его будут устроены торги. Вопрос на засыпку: а колеса-то тогда автолавке зачем? Кстати, получив документы с новыми правилами, сотрудники РУВД в некоторых районах стали активно зачищать территорию от автолавок, особенно у метро.

— Только в Кировском районе у нас шесть точек, из которых лишь одна находится близко от метро, — рассказала мне Марина Васильева, представляющая комбинат рыбной продукции. — Наш товар пользуется большим спросом — у каждого фургона очереди. Разрешение на торговлю в закрепленных местах имеем до конца 2015 года. Однако оно перестанет действовать, если наши места выставят на торги. И тогда мы можем их потерять. Брать у нового арендатора точку в субаренду нам будет невыгодно (это не менее полутора тысяч рублей в сутки), да и на покупателях это отразится — повысится цена рыбы.

Проблемой обеспокоены и другие владельцы автолавок. Понятно, что в связи с нововведениями не все могут продлить договоры по уже работающим объектам. Но у тех, кто не попадет после торгов в схему размещения, все-таки будет выбор. Чиновники предложат им участвовать в ярмарках, которые теперь ежедневно проходят в городе. Наверное, все видели желто-зеленые палатки, которые на один день появляются в разных местах. Там, но только производителям продукции, могут предложить 5 — 6 точек для автолавок.

Но устроит ли это покупателей? Как известно, на этих ярмарках в основном торгуют вещами и привозными из разных регионов страны продуктами, причем не всегда надлежащего качества. В этом я убедилась лично, приобретя рыбные консервы, произведенные якобы в Новгороде и на Дальнем Востоке, — в банках были вонючие ошметки. К тому же большинству петербуржцев неизвестно, где и когда будет работать такая ярмарка. Многие узнают об этом случайно. И какая же это мобильная торговля, если не она едет к покупателю, а тот вынужден бегать за ней?

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5346) от 24.11.2014.


Комментарии