Автобусы шли к Ладоге

75 лет назад, 22 января 1942 г., автоколонны «Ленавтотранса» начали эвакуацию населения по льду Ладожского озера. Днем позже к ним присоединилась Московская автобусная экспедиция.

Автобусы шли к Ладоге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Автотранспортная коммуникация по льду Ладоги сначала использовалась для доставки продовольствия в осажденный город. Ее обозначили как военно-автомобильную дорогу № 101 (ВАД-101), а позже - ВАД-102. В историю она вошла как Дорога жизни, став единственным маршрутом для спасения сотен тысяч людей.

В начале января 1942-го автотранспортное управление Ленгорисполкома приступило к подготовке автобусов для эвакуации людей. Техника, в первые месяцы блокады перевозившая войска и раненых в госпитали, пробитая снарядами, находилась в плачевном состоянии. Ценой невероятных усилий благодаря круглосуточной работе ремонтников было восстановлено 40 автобусов. С первыми эвакуируемыми 22 января они направились к Ладоге, а далее по льду озера на Кобону и Жихарево. Вот как об этом дне вспоминал мастер по ремонту Федор Михайлов: «...Главный инженер мне говорит: «Многие автобусы не дошли до Кобоны. Немедленно берите машину, инструмент, запасные части, четырех ремонтников - и в дорогу». Мы обнаружили вставшие автобусы в черте города. Проверили. Машины в полной исправности. Просто голодные, обессилевшие шоферы не смогли справиться с управлением тяжелогруженых машин. Некоторые теряли сознание за рулем. Одно могу сказать: ремонтники водителей не подвели. Ни один автобус не остановился по дороге на Ладогу по техническим причинам».

Московские водители на сорока машинах приступили к перевозкам 23 января и осуществляли их вплоть до 16 апреля 1942 г. Для организации бесперебойной работы на ледовой трассе были организованы диспетчерская служба и круглосуточные станции технического обслуживания. За 84 дня по льду Ладожского озера были вывезены более 500 тысяч человек. В апреле 1942 года 47 работников ленинградской и московской автоколонн были награждены орденами и медалями.


Из Перми в Петербург - Ленинград

Ирина ПЕТРОВА

В преддверии 73-й годовщины со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады петербуржцам в дар от Перми будет преподнесена икона святителя Стефана Великопермского. Основной путь святыня пройдет железной дорогой, а через Пермь и Петербург верующие пройдут с ней крестным ходом.


Жители северной столицы смогут встретить икону на Ладожском вокзале 24 января в 10.00 (а не 25-го, как сообщалось ранее). Место сбора участников - зал ожидания. После этого начнется крестный ход до храма Успения Пресвятой Богородицы протяженностью 2,5 км, а в 11.00 в названном храме (Малоохтинский проспект, дом 52) начнется молебен. Организаторы мероприятия - Санкт-Петербургский Дом национальностей, советы ветеранов Перми и Петербурга и блокадники - жители обоих регионов. Духовником крестного хода назначен настоятель кронштадтского Никольского Морского собора архимандрит Алексий Ганьжин.

Пермский край (ранее Молотовская область) стал домом для 379 тысяч эвакуированных из блокадного города ленинградцев. Именно в Перми в годы Великой Отечественной войны были спасены крупнейшие промышленные предприятия, детские и образовательные учреждения, музеи, театры Ленинграда. Во время эвакуации ленинградцы, ожидавшие возвращения в свой родной город, молились в храмах пяти северных регионов у образа Стефана Великопермского о своих родных, о прекращении войны, о России.

«Мероприятие послужит примером духовно-нравственного единения регионов России, явит символ солидарности Церкви и народа Ленинграда, пережившего блокаду», - говорит председатель пермского землячества в Петербурге Григорий Меньшиков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5873) от 23.01.2017.


Комментарии