Архитектура глубиной 5 тысяч лет

Мальтийцы называют его Хал-Сафлиени. По-английски имя звучит как Хайподжиум, в России его величают Гипогей или Гипогеум. Так или иначе, это самое древнее в мире подземное сооружение, оно включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но увидеть его удается немногим.

Архитектура глубиной 5 тысяч лет | Таршиен – мегалитический храмовый комплекс под открытым небом. ФОТО АВТОРА

Таршиен – мегалитический храмовый комплекс под открытым небом. ФОТО АВТОРА

Гипогеум был случайно найден в 1902 году в центре мальтийского городка Паола во время строительных работ. Его значимость стала очевидна после нескольких лет тщательных раскопок, которые провел археолог Фемистокл Заммит. Он обнаружил трехэтажную постройку, уходящую на глубину 10 метров. Она создана примерно в 3300 году до н. э.

Сначала древние люди вырубили в скале несколько десятков помещений, а потом укрепили их каменными блоками. Ученые до сих пор спорят о назначении Гипогеума. Возможно, это был храм, где молились языческим богам и приносили им в жертву животных. Возможно, это подземное пространство использовалось для массовых погребений. Существует красивая версия, что в подземелье вещал оракул, послушать предсказания которого собирались люди со всех берегов Средиземного моря. Небольшая, но важная часть Гипогея доступна для посещения.

Поражает совершенство полусферического нижнего храма, созданного людьми, не знавшими железа, следовательно, и любых металлических орудий труда. Археологи спокойно объясняют, как с помощью каменных рубил, кожаных ремней и песка Гипогей можно было создать. Но для современного человека с его огромным набором самых разнообразных строительных инструментов Гипогей навсегда останется загадкой, вызывающей трепет и восхищение работой гениального архитектора древности.

Рядом с Гипогеумом расположен Таршиен – мегалитический храмовый комплекс под открытым небом, ровесник подземного святилища, также находящийся в списке всемирного наследия. Этот памятник исследовал тот же Заммит. И здесь поражает совершенство обработки каменных глыб, сделанной с помощью самых примитивных орудий труда.

Недавно комплекс накрыли огромным тентом, который крепится на мощных конструкциях, напоминающих вантовые мосты. Крыша защищает древние постройки от дождя, а специальная система труб служит для отведения воды. Это интересный опыт, хотя в наших снежных условиях его, наверное, трудно применить.

Как это обычно бывает, самые ценные археологические находки размещаются не там, где их нашли, а в музейных залах. Национальный археологический музей Мальты в столице страны Валетте расположен на улице Республики, главной городской магистрали, сделанной пешеходной. Там хранится «Лежащая женщина», найденная в Гипогеуме. Ее еще называют Венерой Мальтийской. Древний скульптор добился потрясающего сочетания матриархальной уважительности и легкой ироничности в изображении отдыхающей дамы. От небольшой скульптуры глаз не оторвать. Там же находится «Тучная женщина» – символ плодородия из Таршиена. Эта скульптура наивнее, прямолинейнее, чем «Лежащая», но берет своей простотой, как прагматичное обращение к богам с просьбой об урожае.

Кафедральный собор св. Иоанна, образец пышного барокко, расположенный в двух шагах от Археологического музея, можно было бы миновать. Но в нем есть картина Караваджо, сбежавшего на Мальту после очередного обвинения в убийстве. Интерес к этому художнику сейчас больше, чем к любому другому классику. «Усекновение головы Иоанна Предтечи» – единственная картина Караваджо с автографом. Надолго запоминается знаменитый евангельский сюжет: у Караваджо – жестокий и яркий.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии