Антикризисный гарнир
Кризис – золотое время для «макаронников». Не про итальянцев речь, а про наших производителей макаронных изделий. Судите сами....
РИСУНОК Виктора БОГОРАДА
Дорога нынче пшеница
Август 1998 года, дефолт. Макаронная продукция независимо от ее качества раскупается запуганными россиянами мгновенно. Отечественным производителям, выдавившем на время из России почти весь импорт, удалось увеличить свою совокупную долю на рынке до 98%! Построить цех по производству макарон в то время можно было за не такие уж великие денежки, а рентабельность макаронного бизнеса тогда достигала 70 – 80%.
На рынок выходили все новые и новые игроки. Ряды «макаронников» пополнили мукомолы – на мучном рынке тогда наблюдалась стагнация, и это заставило компании открывать параллельные производства. Все это сопровождалось массовым спросом на оборудование, в основном итальянских и немецких производителей. Впрочем, чужестранные машины научились копировать и отечественные технари.
В общем, «крутили» в России макароны не покладая рук и «докрутились» до того, что случилось их массовое перепроизводство. Пришлось притормозить... Зато потребительский рынок продемонстрировал любопытную тенденцию: резко повысился спрос на макаронные изделия класса «премиум». Хотя стоимость таких изделий, как правило, в два-три раза превышала продукцию экономкласса, потому что производились они из элитных сортов твердой пшеницы.
Но вот – 2008/09 годы, очередной кризис. Вновь меняется ориентир массового потребителя, теперь уже в обратную сторону – на продукцию экономкласса. Маховик макаронной промышленности закрутился с удвоенной силой.
Только спустя два года аналитики отметили возвращение спроса на «премиум». Это, наверное, и было показателем того, что «кризис миновал».
И снова нелегкие времена. Ограничение импорта продовольствия, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро, разгул продовольственной инфляции. Вновь у макарон – «золотое время»? Стремительного скачка цен на них пока не наблюдалось. Значит, и потребительский спрос остается стабильным.
Исследовательский холдинг РОМИР решил выяснить, как на самом деле ведут себя «макаронные» цены. В качестве товара-представителя были выбраны макаронные изделия в упаковке 500 граммов – самые ходовые на потребительском рынке. Установили, что за год – с декабря 2013-го по декабрь 2014-го – эти макароны подорожали на 14,6%. Темп роста практически совпал с общим темпом роста цен на продукты по расчетам Росстата. Но одновременно аналитики отметили, что в предыдущие два года цены на макароны были абсолютно стабильны.
А вот перспективы вряд ли порадуют обывателя: в ближайшее время производители будут вынуждены их поднимать. Минимум на 20 – 25%. Отрасль «завязана» на пшеницу. Еще в сентябре стоимость одного килограмма пшеницы твердых сортов составляла около 11,5 рубля. Сегодня эту же пшеницу трудно купить даже по цене 20 руб./кило. А в себестоимости макарон мука из пшеницы составляет около 80%.
Pasta italiana без эмбарго
Некоторые эксперты предупреждают и о возможном дефиците. Мало того что своей пшеницы не хватает и она дорогая, к тому же твердые сорта в Россию практически не импортируют. Некоторое количество ввозилось из Казахстана, но сейчас Казахстан весь объем направляет на экспорт в третьи страны. Отсюда – возможный дефицит конечного продукта...
Производители же успокаивают: «Не сейте панику, господа! Нет твердой пшеницы – будем использовать мягкую».
Весь макаронный рынок делится на сегменты.
* Экономкласс (нижний ценовой сегмент). Сюда относятся весовые макароны категории В, которые занимают примерно 37% рынка (около 320 тысяч тонн). В основном это макароны, реализуемые на развес в полиэтиленовых пакетах.
* Среднеценовой. Это фасованные макароны группы В с долей рынка 23% (200 тысяч тонн). Фасуют макароны в упаковки весом от 400 граммов до 1 килограмма.
* «Средний плюс». Макароны группы А (из твердых сортов пшеницы) с долей рынка 35% (300 тысяч тонн). В настоящее время в России макароны этой группы в основном реализуются под различными торговыми марками. Фасуются они в полипропиленовые пакеты весом до 1 килограмма.
* Премиальный. Макароны группы А с долей рынка 5% (40 тысяч тонн). В основном это макароны итальянских производителей.
Кстати, продовольственное эмбарго, введенное Россией, не коснулось макаронных изделий. Макароны из Италии есть на товарных выкладках супермаркетов. Хотя нынешняя их стоимость слегка покусывает. Так 450-граммовая упаковка макаронной «соломки» (спагетти) зарубежного производства стоит в среднем 72 рубля. В то время как «соломка» отечественного производства в такой же упаковке оценивается в 34 рубля.
Ведущим отечественным производителям макаронных изделий удалось поднять качество своих продуктов до уровня немецких, испанских и аргентинских производителей. Но достичь «заоблачных» премиальных высот итальянских мастеров пока не представляется возможным. За несколько столетий итальянцы успели разработать около 250 видов макарон и еще около пяти тысяч блюд из них.
Но при всем при этом вряд ли Италию можно назвать родиной макарон.
Первые макароны появились на Востоке за 490 лет до нашей эры. В Италии они объявились в период с XIII по XV век. Самая распространенная версия: макароны в Европу привез путешественник Марко Поло из Китая. Но там, в Китае, их готовили из рисовой муки. Итальянцы предпочли муку пшеничную.
В середине позапрошлого века предприимчивые фабриканты Апеннинского полуострова обнаружили, что самая лучшая мука для любимой пасты – та, что получается из твердой пшеницы «Таганрог». Название пшеничного сорта приходилось «тезкой» известному городу-порту на Азовском море. Выращивали эту пшеницу в России и тысячами тонн отправляли в Италию. Тамошний историк Винченцо Аньези писал: «Знаменитая пшеница «Таганрог» была, вне всякого сомнения, королевой пшеницы для пасты. Надпись на упаковке: «Изготовлено из пшеницы «Таганрог», – считалось гарантией высочайшего качества пасты».
Итальянские макароны на «таганрогской» основе шли на экспорт в США. После революции 1917 года экспорт зерна из России был полностью прекращен. Что в конечном итоге привело к утрате этого уникального сорта пшеницы.
Еще в «макаронной» истории с точностью до года зафиксированы две интересные даты: в 1367 году был записан первый кулинарный рецепт макарон с сыром; в 1819 году изобретены спагетти.
Ракушки, спиральки, каннеллони...
В России «трубочки из теста» появились во времена Петра I. И стоили они тогда в пять-шесть раз дороже самой лучшей муки. В XIX веке макароны фабричного производства доступны были только избранному кругу весьма не бедных людей. Но в 1883 году генерал-губернатор
Москвы дал указание основать первую «паровую фабрику макарон». В 1914 году макаронная фабрика открылась и в Санкт-Петербурге.
Со временем макароны стали традиционным видом гарнира в меню российских семей. И вряд ли они потеряют популярность в ближайшие годы.
Потребительские предпочтения российских «макарономанов», по данным аналитических служб, распределяются так.
От 20 до 33% покупателей отдают предпочтение нескольким видам макаронных изделий: собственно макаронам, а также ракушкам, вермишели короткой и длинной, спиралькам, перьям и лапше. Остальные, более «экзотические» виды макаронных изделий вроде папарделли, каннеллони или конкилье приобретают менее 15% населения.
При этом в России раз в неделю потребляют макароны всего 34% едоков. Более часто – два-три раза в неделю – этим блюдом довольствуются 12% россиян.
В целом же по уровню потребления российским едокам до итальянцев далеко. Каждый из наших соотечественников в год съедает в среднем около шести килограммов макаронных изделий (без учета лапши быстрого приготовления; она дает прибавку еще одного среднестатистического килограмма). В Италии этот показатель в пять раз выше.
На макаронной мякине нашего едока теперь не проведешь. Давно уже наизусть выучено и усвоено: «Чтобы не ошибиться с выбором качественных макарон, ищем на пачке надписи: «группа А, 1-й класс» или «пшеница твердых сортов».
Нелишним будет запомнить и это:
* Хороший продукт – нежно-желтого цвета, стекловидный, одинаковый по форме. Белые пятна – результат плохого вымешивания теста, при варке такие макароны теряют форму.
* Раскрошенные макароны косвенно свидетельствует о том, что они слишком долго пребывали на хранении.
* Осторожность не помешает при покупке разноцветных макарон. Они могут быть подкрашены как естественными красителями (сок свеклы, моркови, шпината), так и искусственными. Добросовестный производитель сообщит об этом на упаковке.
* Желанный желтый цвет хороших макарон может быть всего лишь красителем, скрывающим подделку – макароны из «мягкого» сырья низкого качества. Если при отваривании вода пожелтеет – значит использовался синтетический краситель.
Скидки
Заметный сброс цен на полуфабрикаты и заморозку – в магазинах сети «Дикси». Так, пельмени из говядины «Ложкаревъ» там стали дешевле на 46% (1 кг – 114 руб. 90 коп.), вареники с картофелем и грибами подешевели на 38% (упаковка 350 г – 49 руб. 90 коп.), наггетсы из мяса цыпленка с сыром – на 30% (300 г – 66 руб. 90 коп.). Котлеты «Равиолло» скинули с прежней цены 26% – упаковка 320 г стоила 99 руб. 90 коп. Там же на 16% удешевили сельдь «По-царски» (200 г – 56 руб. 90 коп.).
В магазинах «Карусель» снизилась в цене тушеная говядина и свинина высшего сорта (ГОСТ). Товар продается по акции «1+1 в подарок». Цена за единицу товара (банка 325 г.) при условии покупки 2 шт. единовременно – 62 руб. При покупке 1 шт. – 124 руб.
В «Пятерочке» на 48% подешевела манная крупа «Еврозлак» (стоимость упаковки 600 г – 29 руб. 90 коп.). На 28% подешевели мука «Сокольническая» (880 г – 49 руб. 90 коп.) и, импортные макаронные изделия (500 г – 99 руб. 90 коп.). На 33% – рис «Акватика» (500 г – 69 руб. 90 коп.).
Магазины сети «Нетто» на 25% удешевили мясной охлажденный фарш – до 239 руб. 90 коп. за 1 кг; на 40% – сосиски «Сливочные по-черкизовски» (325 г – 75 руб. 90 коп.) и хлопья «Ясно солнышко. 4 злака» (375 г – 25 руб. 90 коп.); на 30% подешевел зеленый салат «Фрилисс» (100 г – 39 руб. 90 коп.).
В «Ленте» снизились цены на ряд кисломолочных продуктов. Так, на 17% подешевел кефир «Большая кружка» (жирн. 2,5%; 500 г – 29 руб. 99 коп.); на 15% – сметана «Большая кружка» (жирн. 15%; 330 г – 39 руб. 99 коп.); на 11% – творог классический «Простоквашино» (жирн. 2%; 220 г – 58 руб. 99 коп.). Также в «Ленте» 12% с прежней цены скинули свежие тепличные огурцы. Упаковка в 450 г оценивается в 104 руб. 99 коп.
Данные из каталогов торговых сетей по состоянию на 24.01.15
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5384) от 26.01.2015.
Комментарии