Античный мир в Старой Деревне
На каком еще петербургском фасаде увидишь петроглифы — наскальные рисунки первобытных людей?
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Еще одна причина посетить реставрационно-хранительский корпус Эрмитажа «Старая Деревня» – здесь открылись пять новых экспозиций в отделе Античного мира. Теперь тут выставлено около семисот экспонатов – остатков культуры греческих городов северного Причерноморья. От основания этих колоний в VII веке до нашей эры до заката в IV веке эры нашей – артефакты свидетельствуют о течении той жизни.
В разделе «Античная архитектура» можно увидеть остатки греческого жилого дома с его капителями, карнизами, колоннами – и вообразить себе, как дом выглядел, когда был полон жизни. На черно-белой мозаике вакханка или кто-то вроде понеслась в танце – да так и застыла на стене навеки. Экспозиция «Античные амфоры» показывает сосуды всевозможных типов и размеров; в них хранили не только вино – еще и масло, и зерно, и вообще все, что нужно для жизни.
– Для нас это очередной большой праздник, новый этап развития проекта «Большой Эрмитаж», – рассказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Мы построили большой комплекс хранилищ. Теперь нужно, чтобы построенное насытилось вещами, содержанием, смыслами – так, как мы этого хотим.
Фонды на самом деле и есть то главное, что составляет музей. Обычные музейные залы – лишь небольшое дополнение к хранилищам. А здесь содержится важнейшая часть нашей античной коллекции, результаты множества экспедиций, которые работали и работают в северном Причерноморье.
Раньше все это было доступно только специалистам. Теперь мы придумали, каким образом можно открыть и для публики доступ в эти помещения. Мы создаем открытые хранилища – это наше, можно сказать, ноу-хау. Здесь все организовано особым образом, не так, как в основном комплексе музея. Изобретаем совершенно новые приемы оформления музейных коллекций. Например, здесь можно увидеть громадную коллекцию босфорских надгробий – невозможно было выставить ее всю в обычных залах. Теперь все надгробия можно подробно рассмотреть. И они стоят почти так, как и должны стоять на кладбище.
То, что здесь выставлено и теперь доступно посетителям, – замечательное добавление к античным залам Эрмитажа. Говоря прозаически, осуществлена задача. Говоря поэтически – сбылась мечта.
– У нас богатейшая, замечательная коллекция письменности – лапидарий, который никто из неспециалистов никогда раньше не видел, – рассказала Анна Трофимова, заведующая отделом Античного мира Эрмитажа. – Вот декреты в честь сражений со скифами. Вот копия присяги – самого главного документа в истории Херсонеса. Этими словами граждане клялись в верности своему городу, обещали никогда не подвести государство, сражаться за него и так далее. Нечто вроде процедуры получения гражданства.
Есть замечательный надгробный камень. На нем – античная посвятительная надпись. Когда эту местность в Средневековье захватили турки, из него сделали уже мусульманскую надгробную плиту и начертали там строки из Корана. История, как мы видим, непрерывна. Одни и те же объекты переходят из рук в руки...
Или вот килики – по-нашему просто рюмочки – с надписями. В частности, на одном имеется замечательная надпись «Выпивка – это здорово!» На магических амулетах – заклинания перед судом. Чтобы судья был добрый...
На самом деле мир и люди в нем не меняются, они всегда одни и те же. И когда посетители понимают это – им становится интересно. Даже тем, кто далек от изучения древности.
Самые, быть может, впечатляющие – выставки «Деревянные саркофаги» и «Античный некрополь». Там была жизнь – тут ее завершение. Там разнообразие и экзотика – тут всеобщее взаимопонимание скорби. И «мерзлый деревянный короб» почти такой же, как и сегодня – по росту среднему человеку. А после погребения – лишь краткая надпись на стеле (перевод можно прочитать на стойке в углу зала):
«...Прохожий, здесь подо мной лежит любитель наук, восемнадцатилетний Гелиодор... Вместе с ним лежит в Аиде брат его Менодор, собиравшийся вступить в брак. Ему выпала доля, достойная всяческой жалости: вместо желанного брачного чертога – могила, вместо невесты – стела, вместо брака – ужасное горе родителям. Оплакиваю несчастную мать, которая руками своими закрыла глаза двум сыновьям, не познавшим брака».
«Аполлоний, сын Аполлония, прощай. Ты неоплаканным сошел к Аиду, испустив ветрам дух под вражеской рукой, а твоя супруга стонет в слезах, восприяв нежданную скорбь...»
Или даже совсем просто: «Афенаида, жена Гипсигона, прощай».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.
Комментарии