Алё, гараж?
223-й номер маршрутки у меня в зубах навяз. При том что я ею никогда не пользуюсь. Но всякий раз, когда захожу в гости к коллегам в другое издание, выслушиваю одно и то же, одно и то же: «Успе-е-е-ем на 223-ю?» — «Нет, не успе-е-е-ем!» — «А может, успе-е-ем?» — «Не-е-ет». Покидая работу после 22.00 (это норма), коллеги не уверены, посчастливится им сесть в «Газель» у станции метро «Горьковская» и долететь прямо до дому на Мориса Тореза или придется спускаться в метро и добираться с нудными пересадками.
ФОТО Сергея Грицкова
Проблему усугубляет то, что на кольцевой маршруточной остановке у «Горьковской» висит вводящая в заблуждение табличка: маршрутка ходит до 23.00. Коллеги жаловались: иной раз промозглыми зимними петербургскими вечерами народ сиротливо скучивается под табличкой, переминается с ноги на ногу полчаса, а то и больше — и в 23.00, потеряв надежду, разбредается.
Я, конечно, делю слова коллег на два: журналисты вообще склонны к гиперболам. Но факт: каждым поздним вечером мои товарищи могли бы держать пари — попадут они на маршрутку или нет. Им бы просто из принципиальных соображений плюнуть на все и идти сразу в метро, лишая маршруточников своих 17 рублей за проезд. Но плюнешь раз, плюнешь два, а потом перестанешь, потому что добираться на метро неудобно, а зеленый огонек надежды маячит: вдруг сегодня повезет, а вдруг успею?
Недавно я испытала эти терзания на себе. Мне нужно было внедрить в маршрутку № 223 подругу, нагруженную тяжелыми сумками. В 22.30, когда мы прибыли на остановку, там уже топтались человек пять, причем все пятеро имели вид людей, уверенных в своем будущем — во всяком случае уверенных в том, что до 23.00 маршрутка придет. Раз на табличке написано.
К 23.00 от нашего общего уверенного вида (а нас собралось уже человек 12) не осталось и следа. Подруга в холодной ярости говорила ужасные вещи и про коммерческий транспорт, и про государство в целом. Ярость понятна. Это даже не ярость — это полусмертельная усталость от того, что никогда ни в чем не уверен. Маршрутка — один из символов новой, капиталистической России, вроде частного кафе-бара в противовес государственной столовке. Хамство официанта в баре — это совсем другое, нежели хамство работницы советского общепита.
Продолжим сравнение со столовой. В одной из передач «Суд идет» судья Павел Астахов невыносимо многословно толковал о том, что меню в ресторане — это как бы договор с клиентом. И если подают не то, что указано в меню, — имеет место нарушение договора. Я по наивности решила, что табличка с указанием хождения маршрутки тоже договор с клиентом. То есть я, потенциальный пассажир, уведомлен о том, что могу рассчитывать на данный коммерческий вид транспорта в период с такого-то часа до такого-то часа. А меня взяли и обманули. Маршрутка не пришла (это было 14 августа, если кто-нибудь захочет проверять, но такое случалось далеко не единожды).
Будучи глубоко расстроенной, от своего имени и от имени потерявшей веру в справедливость подруги я позвонила диспетчеру в «Третий парк» — просто чтобы спросить, зачем они повесили это обнадеживающую табличку. Диспетчер направила меня в так называемую Вторую колонну — именно к ней относятся «тэшки», следующие маршрутом № 223 (сама колонна — это ряд машин, следующих тем или иным путем). Начальника колонны не было, но его коллеги по другим колоннам заступились за товарища.
— «До 23.00» — это значит, что в 23.00 маршрутка уже должна стоять в гараже, — сказали мне.
— Вы нас поймите: маршрут 223 очень длинный, и водитель должен вовремя вернуться, помыть машину, привести в порядок, чтобы следующим утром она была готова. Вы представляете, как тяжело водителю...
Я понимала: сейчас начнут рассказывать, что у водителя тоже есть семья, дети, что он очень устает, и я растеряю все мужество и настойчивость и даже пущу слезу. И перебила:
— Нет же, это вы нас поймите! У вас на расписании русским буквами, то есть арабскими цифрами, написано: 23.00. Откуда простому народу знать, что «23.00» — это не время последней ходки, а время, когда вы должны сдать машину?!
— Вы напрасно называете это расписанием, — продолжали уверять меня. — У маршруток нет расписания, оно есть только у городского общественного транспорта. Маршрутки не основной перевозчик — мы только помощник городского транспорта в деле перевозки пассажиров. И почему бы вам не воспользоваться метро?
— Ну представьте себе, что у меня много сумок и я не могу ехать с ними в общественном транспорте, — попыталась я пробудить у работников автопарка жалость.
— Что-о-о вы, на маршрутках с большими сумками еще неудобнее! На метро лучше, — принялись уговаривать меня.
— Нет, лучше представьте себе, что я очень сильно беременна и мне противопоказано ездить в общественном транспорте, — пыталась я подойти с другой стороны, хотя понимала всю беспомощность попытки: сильно беременным, очевидно, нечего делать в одиннадцатом часу вечера на остановке у «Горьковской».
Со мной были чрезвычайно милы, искренне пытались ввести в курс проблем коммерческого транспорта, и я не могу злиться на этих вежливых людей. Я просто позвонила в другую маршруточную контору, «Вест-Сервис», но и там сказали: «Расписания у маршруток нет — есть только интервалы движения. И время окончания движения означает, что машина уже должна быть в парке»....Редактор моего отдела уверяет, что в их районе на остановках нет никаких опознавательных знаков, оповещающих, какие маршрутки там останавливаются. И будто бы неместные (то есть нетамошние) граждане беспомощно мечутся между прохожими, выспрашивая, ходит ли здесь такая-то «тэшка». Зато редактор другого отдела ответственно заявил, что у них в районе на табличках аккуратненько написаны и номер маршрутки, и интервалы движения. Вот это и вызывает смятение: здесь с тобой как с человеком обошлись — а через двести метров, образно говоря, дулю показали.
В «Третьем парке» мне пообещали: вопрос насчет «23.00» обсудят. Упаси меня бог думать, будто маршрутка будет ходить в 23.00. Я просто хочу определенности. Напишите четкое, абсолютно честное время, в которое маршрутка отчаливает с кольца в последний раз. Не мучьте людей.
Или другой вариант. Напишите такую табличку: «Маршрутка ходит до 23.00. А может, и до 22.00. А может, и до 22.30. Потому что может быть всякое: поломки и т. п., и к тому же в 23.00 машина должна быть в гараже и уже готовой к следующему походу, а маршрут у вас очень длинный...» и так далее. Объявление, конечно, длинноватое, зато исчерпывающее. Господа пассажиры должны знать, на что им рассчитывать не следует.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 163 (3710) от 4 сентября 2006 года.
Комментарии