Алё, гараж?

223-й номер маршрутки у меня в зубах навяз. При том что я ею никогда не пользуюсь. Но всякий раз, когда захожу в гости к коллегам в другое издание, выслушиваю одно и то же, одно и то же: «Успе-е-е-ем на 223-ю?» — «Нет, не успе-е-е-ем!» — «А может, успе-е-ем?» — «Не-е-ет». Покидая работу после 22.00 (это норма), коллеги не уверены, посчастливится им сесть в «Газель» у станции метро «Горьковская» и долететь прямо до дому на Мориса Тореза или придется спускаться в метро и добираться с нудными пересадками.

Алё, гараж? | ФОТО Сергея Грицкова

ФОТО Сергея Грицкова

Проблему усугубляет то, что на кольцевой маршруточной оста­новке у «Горьковской» висит вво­дящая в заблуждение табличка: маршрутка ходит до 23.00. Колле­ги жаловались: иной раз промозг­лыми зимними петербургскими вечерами народ сиротливо скучи­вается под табличкой, перемина­ется с ноги на ногу полчаса, а то и больше — и в 23.00, потеряв на­дежду, разбредается.

Я, конечно, делю слова кол­лег на два: журналисты вообще склонны к гиперболам. Но факт: каждым поздним вечером мои товарищи могли бы дер­жать пари — попадут они на маршрутку или нет. Им бы про­сто из принципиальных сооб­ражений плюнуть на все и идти сразу в метро, лишая маршруточников своих 17 рублей за проезд. Но плюнешь раз, плю­нешь два, а потом переста­нешь, потому что добираться на метро неудобно, а зеленый огонек надежды маячит: вдруг сегодня повезет, а вдруг ус­пею?

Недавно я испытала эти терза­ния на себе. Мне нужно было внедрить в маршрутку № 223 по­другу, нагруженную тяжелыми сумками. В 22.30, когда мы при­были на остановку, там уже топ­тались человек пять, причем все пятеро имели вид людей, уверен­ных в своем будущем — во вся­ком случае уверенных в том, что до 23.00 маршрутка придет. Раз на табличке написано.

К 23.00 от нашего общего уве­ренного вида (а нас собралось уже человек 12) не осталось и следа. Подруга в холодной ярос­ти говорила ужасные вещи и про коммерческий транспорт, и про государство в целом. Ярость по­нятна. Это даже не ярость — это полусмертельная усталость от то­го, что никогда ни в чем не уве­рен. Маршрутка — один из сим­волов новой, капиталистической России, вроде частного кафе-ба­ра в противовес государственной столовке. Хамство официанта в баре — это совсем другое, неже­ли хамство работницы советско­го общепита.

Продолжим сравнение со сто­ловой. В одной из передач «Суд идет» судья Павел Астахов невы­носимо многословно толковал о том, что меню в ресторане — это как бы договор с клиентом. И ес­ли подают не то, что указано в ме­ню, — имеет место нарушение договора. Я по наивности реши­ла, что табличка с указанием хож­дения маршрутки тоже договор с клиентом. То есть я, потенциаль­ный пассажир, уведомлен о том, что могу рассчитывать на данный коммерческий вид транспорта в период с такого-то часа до тако­го-то часа. А меня взяли и обма­нули. Маршрутка не пришла (это было 14 августа, если кто-нибудь захочет проверять, но такое слу­чалось далеко не единожды).

Будучи глубоко расстроенной, от своего имени и от имени поте­рявшей веру в справедливость подруги я позвонила диспетчеру в «Третий парк» — просто чтобы спросить, зачем они повесили это обнадеживающую табличку. Диспетчер направила меня в так называемую Вторую колонну — именно к ней относятся «тэшки», следующие маршрутом № 223 (сама колонна — это ряд машин, следующих тем или иным путем). Начальника колонны не было, но его коллеги по другим колоннам заступились за товарища.

— «До 23.00» — это значит, что в 23.00 маршрутка уже должна стоять в гараже, — сказали мне.

— Вы нас поймите: маршрут 223 очень длинный, и водитель дол­жен вовремя вернуться, помыть машину, привести в порядок, что­бы следующим утром она была готова. Вы представляете, как тя­жело водителю...

Я понимала: сейчас начнут рас­сказывать, что у водителя тоже есть семья, дети, что он очень ус­тает, и я растеряю все мужество и настойчивость и даже пущу сле­зу. И перебила:

— Нет же, это вы нас поймите! У вас на расписании русским бук­вами, то есть арабскими цифра­ми, написано: 23.00. Откуда про­стому народу знать, что «23.00» — это не время последней ходки, а время, когда вы должны сдать машину?!

— Вы напрасно называете это расписанием, — продолжали уверять меня. — У маршруток нет расписания, оно есть только у го­родского общественного транс­порта. Маршрутки не основной перевозчик — мы только помощ­ник городского транспорта в де­ле перевозки пассажиров. И по­чему бы вам не воспользоваться метро?

— Ну представьте себе, что у меня много сумок и я не могу ехать с ними в общественном транспорте, — попыталась я про­будить у работников автопарка жалость.

— Что-о-о вы, на маршрутках с большими сумками еще неудоб­нее! На метро лучше, — приня­лись уговаривать меня.

— Нет, лучше представьте се­бе, что я очень сильно беремен­на и мне противопоказано ездить в общественном транспорте, — пыталась я подойти с другой сто­роны, хотя понимала всю беспо­мощность попытки: сильно бере­менным, очевидно, нечего делать в одиннадцатом часу вечера на остановке у «Горьковской».

Со мной были чрезвычайно ми­лы, искренне пытались ввести в курс проблем коммерческого транспорта, и я не могу злиться на этих вежливых людей. Я про­сто позвонила в другую маршруточную контору, «Вест-Сервис», но и там сказали: «Расписания у маршруток нет — есть только ин­тервалы движения. И время окон­чания движения означает, что ма­шина уже должна быть в парке».

...Редактор моего отдела уве­ряет, что в их районе на останов­ках нет никаких опознавательных знаков, оповещающих, какие маршрутки там останавливают­ся. И будто бы неместные (то есть нетамошние) граждане беспо­мощно мечутся между прохожи­ми, выспрашивая, ходит ли здесь такая-то «тэшка». Зато редактор другого отдела ответственно за­явил, что у них в районе на таб­личках аккуратненько написаны и номер маршрутки, и интервалы движения. Вот это и вызывает смятение: здесь с тобой как с че­ловеком обошлись — а через двести метров, образно говоря, дулю показали.

В «Третьем парке» мне пообе­щали: вопрос насчет «23.00» об­судят. Упаси меня бог думать, будто маршрутка будет ходить в 23.00. Я просто хочу определен­ности. Напишите четкое, абсо­лютно честное время, в которое маршрутка отчаливает с кольца в последний раз. Не мучьте людей.

Или другой вариант. Напиши­те такую табличку: «Маршрутка ходит до 23.00. А может, и до 22.00. А может, и до 22.30. Пото­му что может быть всякое: по­ломки и т. п., и к тому же в 23.00 машина должна быть в гараже и уже готовой к следующему похо­ду, а маршрут у вас очень длин­ный...» и так далее. Объявление, конечно, длинноватое, зато ис­черпывающее. Господа пассажи­ры должны знать, на что им рас­считывать не следует.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 163 (3710) от 4 сентября 2006 года.


#транспорт #маршрутки #окончание работы

Комментарии