Альтернатива «Жемчужине»

Территория вокруг Петербурга обрастает все новыми и новыми городами и поселками, по сути, новыми «спальными районами» Северной столицы. Исключением не являются и юго-западные окраины и предместья мегаполиса, расположенные на границе Красносельского района города и областного Ломоносовского.

На земле 47-го региона рядом с Кольцевой дорогой близ поселка Володарский, который находится в городской черте, строятся жилмассивы «Городские кварталы» и «NеwПитер». Рядом, на земле петербургской, между Володарским и Сосновой Поляной возводится «Солнечный город». Интересно, что в конце 1950-х годов был схожий проект. Микрорайон планировалось «приземлить» туда, где сейчас расположены Юго-Западные очистные сооружения петербургского «Водоканала», к югу от Сосновой Поляны.

Альтернатива «Жемчужине» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В то время Ленинград готовился к значительному расширению территории на юго-запад, за речку Красненькая – от существовавшего тогда поселка Княжево до Сосновой Поляны включительно, с поглощением города Урицка.

Архитекторы искали разнообразные решения для застройки. Одним из вариантов было возведение нового города южнее Балтийской железной дороги. Подробно эта идея была раскрыта в статье «Новый жилой район под Ленинградом», вышедшей в третьем номера журнала «Архитектура и строительство Ленинграда» за 1959 год.

Автор статьи архитектор Михаил Соколов руководил группой, разрабатывавшей проект застройки в мастерской # 1 института «Ленпроект». Как писал Соколов, «жилой район предназначен для 60 тыс. человек, работающих главным образом в Кировском районе», а площадь его должна была составить около 800 гектаров. На западе он должен был доходить до Володарского, а на юге зайти за Волхонское шоссе.

На севере и востоке его границами должны были стать железнодорожные линии, соответственно, Ораниенбаумского и Гатчинского направлений. Между станциями Лигово и Горелово должна была появиться новая платформа, что позволило бы улучшить транспортную доступность. К слову сказать, идея платформы на этом перегоне вновь возникала уже в прошлом десятилетии, но кризис похоронил эту идею.

Но вернемся в конец 1950-х. Предполагалось, что проектируемый жилой массив должен состоять из нескольких микрорайонов, в каждом из которых в зависимости от планировки должны были проживать от 12 до 18 тысяч человек. Каждый микрорайон предлагалось разбить на несколько групп жилых домов с населением 2,5 – 3 тысячи человек. В каждой группе планировалось построить ясли и детский сад, а на две группы должна была приходиться одна школа, а также здания торговли и гаражи (как тут не вспомнить о нынешних проблемах с социальными объектами в новых кварталах?).

При этом застройка – что весьма контрастирует с современными реалиями – должна была быть малоэтажной. Впрочем, это и понятно – тогда не было нужды выжимать побольше квартир с каждого гектара, как это происходит сейчас, и «весь Союз» не стремился и не имел возможности переехать в Ленинград.

В новом городе предусматривалось несколько типов жилых домов. Во-первых, это общежития гостиничного типа в 7 – 8 этажей. Во-вторых, секционные дома – пятиэтажки, очевидно, это хорошо знакомые нам «хрущевки». В-третьих – двухэтажные дома с квартирами, имеющими выход на собственные приусадебные участки. Что интересно, именно последний, коттеджный, тип домов в новом районе должен был стать наиболее распространенным.

Естественно, в проекте были учтены не только жилые здания. Предлагалось разбить парк, в котором должны были находиться стадион на 10 – 15 тыс. человек, водная база с плавательным бассейном, а также Дом культуры. Кроме этого предусматривалось и устройство центральной площади, на которую помимо административных учреждений должны были выходить универмаг и театр. При этом площадь автомобильных и пешеходных дорог должна была быть меньше обычной.

Если бы проект группы Соколова был воплощен, сейчас на означенной территории мог существовать довольно приличный по размерам жилой район. Но время внесло свои коррективы, и основное строительство на юго-западе Ленинграда с начала 1960-х сконцентрировалось на территориях не к югу, а к северу от Балтийской железной дороги. Но даже на этих землях стройка еще далека от завершения: «Балтийская жемчужина», проспект Героев, Ленино...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5505) от 22.07.2015.


Комментарии