Алло, гараж!

Одна из самых обсуждаемых тем в среде автомобилистов – эксперимент по внедрению платной парковки в центре города с 1 мая этого года. Именно с этого момента желающим на час оставить своего железного коня, скажем, рядом с Невским проспектом придется выложить 60 рублей. Чиновники уверены, что проект будет успешным. Водители уже сомневаются, а местные жители боятся за собственные дворы и требуют для своих авто бесплатной стоянки в любое время дня и ночи.

Алло, гараж! | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Демоверсия

Скажу честно, несмотря на то что очень люблю «крутить баранку», ездить в центр города предпочитаю на метро. Во-первых, быстрее, во-вторых, для «лошадки» безопаснее. Потому что ставить ее в случае необходимости на наших узких улочках просто некуда. Там, где стоянка разрешена, как говорится, «яблоку упасть негде». А там, где парковаться нельзя, для кошелька и нервов дорого. Но, узнав, что на Караванной улице в режиме демонстрации уже работает платная парковка, решила проверить, насколько реально на час-другой оставить там машину. На репетицию пошла пешком и убедилась, что поступила правильно.

О том, что на этой улице начинается зона платной парковки, сообщают знаки. Заметила паркомат, потом другой. Как выяснилось, всего их пять, причем различных видов. Но пространства, куда можно воткнуть машину, я не увидела. Имитируя поездку на авто, пришлось вновь обойти весь квартал. Через полчаса наконец увидела свободное пространство. Правда, поскольку двигалась пешком, его тут же занял парень на серебристом «немце».

Прикинула, что если бы была на «колесах», то, прежде чем припарковаться, этот квартал пришлось бы объехать три раза. И если бы хватило терпения зайти на четвертый круг, то, скорее всего, попала бы в дамки, то есть рамки, начертанные на асфальте.

На каждом парковочном месте в асфальт вмонтированы специальные датчики, фиксирующие наличие машины. Данные с них автоматически передаются в диспетчерский центр, сотрудник которого сразу видит, куда заехал автомобиль и оплатил ли его владелец стоянку. Кстати, об оплате, провести ее необходимо в течение 15 минут после того, как поставишь машину. Это можно сделать через паркоматы с помощью банковской карты или отправив SMS, в котором нужно указать номер машины и время стоянки. Еще один способ оплаты – через приложение для мобильных устройств. Но скачать его можно пока только для Android. Далее, заплатив за стоянку, водитель может отправляться по своим делам, но при этом помнить: забрать автомобиль с занимаемого места необходимо за 10 минут до того, как истечет оплаченное время. В противном случае эвакуаторы не заставят себя ждать.

А чтобы контролировать соблюдение водителями правил платных парковок, городские власти собираются использовать спецавтомобили – парктроны, которые будут следовать по определенному маршруту через каждые 15 минут.

Поскольку на тот момент я была «безлошадной», то разобраться в правилах оплаты мне помогла автолюбительница Светлана. Оказалось, что сначала на паркомате нужно ввести номер парковки, который указан на информационном щите. Потом необходимо указать время, на которое вы собираетесь здесь задержаться, потом регистрационный номер автомобиля. Мы долго бились над тем, чтобы переключить бездушную железку на русский алфавит. Словом, в 15 отведенных минут мы не уложились...

Как рассказали другие автолюбители, и остальные демонстрационные паркоматы не лучше. Они не принимают наличные деньги, не дают сдачи, не пробивают чеки...

Возможно, к началу официального открытия парковки эти проблемы будут устранены. Но пока такого юзера, как я, они сильно напугали.


Дорожные амбиции

Идею создания платных парковочных мест в самых загруженных районах города петербургские чиновники переняли у московских коллег. Эта концепция обсуждалась еще в 2011 году. Тогда же были озвучены весьма интересные цифры. Оказалось, что средняя скорость автомобильного движения в нашем городе менее 27 километров в час, в Нью-Йорке – 39, в Сеуле – 38. Тогда же по заказу правительства эксперты проанализировали емкость организованных автостоянок Петербурга, а также парковочный трафик в центральных районах. Выяснилось, что на 1,462 миллиона автомобилей в городе только 674 тысячи мест. То есть меньше 46 процентов от потребности. А количество автомобилей, оставленных вдоль центральных улиц в дневные часы, превышает нормативы в десять раз.

Предполагалось, что в 2016 году в северной столице будет создано около полумиллиона парковочных мест. Но позже чиновники заговорили о более реальных цифрах – организации в четырех центральных районах Петербурга 65 тысяч платных мест для стоянки.

Первая такая пилотная зона должна будет заработать 1 мая в центральной части Петербурга. Она будет ограничена Невским проспектом, набережной реки Фонтанки, Лиговским проспектом и Кирочной улицей. Ее вместимость – 2,9 тысячи парковочных мест.

Цена за час стоянки легкового автомобиля с 8.00 до 20.00 – 60 рублей. При этом единовременный авансовый платеж за месяц составит 12 тысяч рублей, а за год – 108 тысяч.

Для местных жителей парковки будут бесплатными с восьми вечера до восьми утра, а в остальное время придется платить по льготной цене. Правда, часть бесплатных парковочных мест, говорят, будет выделена для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп, многодетных семей и экстренных служб.

Естественно, что многие жители центральных районов таким положением дел, мягко говоря, недовольны. Ведь во дворах машино-мест тоже очень мало. Поэтому большинству автолюбителей машины ставить негде, кроме как на улице. Чтобы в этом убедиться, достаточно пройтись ночью по центральным улицам. Далеко не всем обитателям экспериментальных кварталов плата за место на стоянке по карману.

Кроме финансовой, это новшество чревато и другими проблемами. В частности – конфликтами местных жителей с приезжими, стремящимися ставить свои машины во дворах. И ссорами между жильцами за право пользования общим двором.

Да и тем, кто приезжает в центр на работу, оставлять авто на целый день на платной стоянке будет накладно. Ежедневно отдавать минимум 600 рублей может не каждый. Таким автомобилистам либо придется колесить по округе в поисках бесплатного места, либо добираться до работы на общественном транспорте. Чего, собственно, чиновники и добиваются – разгрузить центр от машин.

Хотя, как считает член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов, платные парковки – это лишь источник пополнения бюджета. Транспортную ситуацию они не улучшат. Просто раньше люди ставили машины бесплатно, а теперь с них будут брать за это деньги.

С ним солидарен и старший инспектор ГИБДД Алексей Полевой, который уверен, что платная парковка не увеличит площадь города, а значит, те же автомобили будут занимать те же места, только платно.


КСТАТИ

В скором времени городское правительство планировало приступить к оборудованию более масштабной зоны – на 20 тысяч машино-мест в Коломне. Но из-за сложной экономической ситуации этот проект пока отложен.


Транспортные проблемы Санкт-Петербурга по сложности не уступают столичным: скорость передвижения по центру города в час пик составляет 15 — 20 км/ч, а на поиск места для парковки у среднестатистического автомобилиста уходит до 15 — 20 минут. Удастся ли с помощью платных стоянок решить проблему транспортной загруженности — покажет время.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5413) от 10.03.2015.


Комментарии