Акциз на вредность

Плановую ревизию потребительской корзины россиян провело Министерство труда и социальной защиты. Прошерстив продовольственный раздел корзины, охранники социального благополучия граждан... обомлели: оказывается, жить стало лучше, жить стало веселей. Ну или по крайней мере – сытнее. Ведь целый ряд продтоваров чудесным образом стал дешевле.

Акциз на вредность | Поможет ли техрегламент избавиться от молочного фальсификата – покажет лишь время. ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

Поможет ли техрегламент избавиться от молочного фальсификата – покажет лишь время. ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

Картошка в министерском портфеле

Среди подешевевших обнаружились: картошка – минус в цене 35,1%; морковка – 39,5; капуста – 30,4%. А также столовая свекла (28,8%), репчатый лук (28,5), яблоки (6,4%).

Овощной набор дополнился мясом. Правда, не всяко-разным, а только свининой, подешевевшей на 1,6%.

Далее – следим за логикой «счетоводов» из Минтруда – картофель и овощи в стоимости продуктового набора потребительской корзины составляют 30%. Удешевление этих продуктов приводит к снижению общей величины прожиточного минимума. Значит, ее надо пересмотреть в сторону сокращения. Что и было сделано в официальном документ-проекте «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения».

Предполагается снизить минимум на 2,3% на душу населения – до 9452 рублей. Конкретно: для трудоспособного населения – на 2,4% (до 10 187 рублей); для пенсионеров и детей – на 2,1% (7781 руб. и 9197 руб., соответственно).

Вот такой поворот в социально-ценовом раскладе принесли картошка с морковкой.

Любопытно, что за основу бралась стоимость овощного набора в четвертом квартале прошлого года и сравнивалась с его ценой в третьем. Но дело в том, что в четвертом квартале, когда заканчивается сезон уборочных работ, наступает традиционное время низких цен на картофель и самые ходовые овощи. Чего не бывает в середине лета, когда прилавки пополняются недешевыми ранними овощами, чаще всего – импортными.

Да и потом не одной картошкой жив человек. В минимальный «съедобный» набор потребительской корзины – кроме нее, овощей и бахчевых, свежих фруктов – входят хлебные продукты, сахар и кондитерские изделия, мясо- и рыбопродукты, молоко и молочные изделия, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры. Всего 11 групп товаров.

Не будем говорить «за всю Россию», заглянем в данные нашего Петростата, чтобы узнать, что подешевело/подорожало за весь прошлый год.

Овощи в течение года, как и положено – в зависимости от сезона, «прыгали» в цене. Но общий знаменатель такой. Картофель к концу 2015-го подешевел на 27,9%; капуста – 17,7; свекла – 1,9; лук – 3,5; морковь – 0,6%. Ни о каком удешевлении яблок на нашем рынке речи даже не идет. За год они подпрыгнули в цене на 21% Стоимость апельсинов увеличилась на рекордные 70%.

Из мясного подешевели свинина (1,8%) и куры (4,2%). Стоимость говядины остается «относительно стабильной». Это потому, что она давно уже не по карману большей части покупательской аудитории.

Теперь о некоторых других продтоварах, входящих в минимальный набор продуктов питания потребительской корзины. Хлеб ржано-пшеничный в торговой рознице Петербурга подорожал на 19,5%, мука пшеничная на 21; молоко на 10, сметана на 15; куриные яйца на 13%. Масло подсолнечное на 37,6%; рыба на 28,4%.

«Палочка-выручалочка» всех малоимущих в кризисные времена – макароны – поднялась в цене на 20%. Манка – на 17,7%. Пшено – на 14,6%.

Картошка с капустой не спасли общую ценовую картину прошлого года. Весь «продуктовый набор» вырос в цене на 14,6%.

Пальма, чипсы, газировка

Другое министерство – Минэкономразвития – прорабатывает вопрос введения акцизов на «вредные» продукты.

История такая. Летом прошлого года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект об ограничении рекламы продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жира. Дошел этот проект до правительства. Но поддержки не получил. По какой причине – не разглашается. Можно только предположить, что, получи документ всестороннее «одобрям-с», то продовольственной рекламы вообще не осталось бы.

Но вот в нынешнем январе на совещании у премьера Дмитрия Медведева вновь зашла речь о «вредных» продуктах, только не об ограничении рекламы, а о введении акцизов на них.

Подакцизными прежде всего станут пальмовое масло и газированные напитки. А также чипсы, товары с повышенным (исходя из требований Всемирной организации здравоохранения) содержанием жира и сахара. Из несъедобного – электронные сигареты.

Информагентства растиражировали интервью с представителем Минэкономразвития, который, в частности, заявил: «Министерство считает налоги на продукты, потребление которых наносит вред здоровью, вполне оправданными – они могут вводиться, особенно в период тяжелой ситуации с бюджетом. Это должно делаться не только для пополнения казны, но и чтобы уменьшить их потребление экономическими методами, а не запретами и ограничениями. Тем более что речь идет о продуктах массового потребления».

Первоочередной вопрос, конечно, пальмовое масло. По данным Росстата, в январе – ноябре прошлого года в страну его ввезли 794 тысячи тонн, что на 23,6% больше, чем за тот же период 2014 года. Экономисты подсчитали: если бы акциз действовал в прошлом году, то поступления в бюджет могли бы составить примерно 12,2 миллиарда рублей.

Против такого поворота выступает бизнес. В первых рядах – производители спредов и маргаринов. Утверждают, что в их деле «без пальмы» не обойтись и «заменить ее нечем». Стандартный кулинарный маргарин на 60% состоит из пальмового жира. Если стоимость последнего благодаря акцизам вырастет на 33%, то маргарин подорожает на 20%. Таким образом, акциз будет переложен на плечи, а точнее – на кошельки, покупателей.

Увеличится себестоимость мучных кондитерских и сладких хлебобулочных изделий. Особенно слоеных, в рецептуре которых половина так называемых спецжиров.

Мнения экспертов сходятся: введение акцизов на «вредные» продукты вряд ли станет эффективной мерой при нынешней экономической ситуации. Цены на доступные продукты вырастут, а спрос на них рухнет. Пополнить казну не удастся.

Да и сам постулат «этот продут вредный, потому и дорогой» – большая нелепость.

Молочный эрзац по регламенту

Больше всего претензий к пальмовому маслу было у Национального союза производителей молока («Союзмолоко»). Потому как его безудержное и почти никогда не афишируемое использование приводит к многочисленным фальсификатам молочной продукции. Союз предлагал установить квоты на импорт пальмового масла. И настаивал на соответствующей маркировке продукции с «пальмой», причем занимать она должна значительную площадь упаковки.

К предложениям союза если и прислушивались, то для реализации ничего конкретного не сделали. Зато с прошлого месяца вступил в действие новый технический регламент Таможенного союза – на молоко и молочную продукцию. Он четко разграничил виды молочной продукции по составу используемого сырья, способу термообработки и прочим показателям. Нетрудно запомнить, что:

* Продукция, сделанная из сухого молочного порошка или из концентрата, разбавленного водой, именуется восстановленное молоко.

* Если цельное молоко было разбавлено водой, в него внесены ингредиенты неживотного, немолочного происхождения, то продукт будет называться молочным напитком.

Регламент обязывает производителей указывать полное наименование молока и продуктов его переработки. Так, на пакете с восстановленным молоком непосредственно в наименовании должно быть названо основное сырье. Причем читаемым шрифтом одинакового размера. Например: «Восстановленное молоко из сухого молока», «Восстановленное молоко из концентрированного молока», «Восстановленное молоко из сухого и сгущенного молока». Термин «нормализованное» разрешено не указывать.

Здесь же должен быть обозначен способ термической обработки – пастеризованное, стерилизованное, ультрапастеризованное. Или труднопроизносимое в устной речи – ультравысокотемпературнообработанное (производитель может обойтись сокращенным – УВТ-обработка).

Любимое сгущенное молоко, а также концентрированное и сухое молоко регламент обязывает дополнять информацией об используемых видах сахаров – сахароза, фруктоза, глюкоза, лактоза. Это очень важная информация для тех, кто придерживается различных ограничений в питании.

В сегменте масла помимо таких известных понятий, как «сливочное масло», «сливочно-растительный спред», дано новое определение – «масляная паста». Если в сливочно-растительном спреде массовая доля молочного жира – 50 – 95%, то в продукте, поименованном «масляной пастой», этот показатель ниже, зато влаги больше. Нужная консистенция достигается за счет стабилизаторов.

У натурального мороженого остаются традиционные названия: «Сливочное мороженое», «Пломбир». Молокосодержащий продукт с массовой долей жира не более 12% должен называться «мороженое с заменителем молочного жира».

Указывать наличие пальмового масла в молочных продуктах техрегламент не заставляет. Предполагается, что покупатель сам дойдет до истины: «растительный жир» в ингредиентном составе подразумевает в первую очередь «пальму».

До введения техрегламента Таможенного союза наши молочники придерживались внутреннего российского регламента. Принят он был еще в 2008 году, но так и не сумел оградить потребителя от молочного фальсификата.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в январе по сравнению с декабрем прошлого года повысились на 1,9%.

Наибольший рост отмечался на плодоовощную продукцию – 9,2%, в том числе на свежую капусту – 24,5, свеклу – 14,0, морковь – 12,5, картофель – 8,8, репчатый лук – 8,5%. Рыба мороженая неразделанная подорожала на 4,8%, сельдь соленая – на 3,6, сыры плавленые – на 2,9, яйца – на 2,4%. Снижение цен отмечалось на куры – 1,2%, свинину (кроме бескостного мяса) – 1,0%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах января составила 4355 рублей 52 копейки в расчете на месяц, что на 90 рублей 32 копейки выше, чем в декабре.

Из непродовольственных товаров значительно подорожали лампы осветительные – 9,7%, батарейки электрические – 6,2, утюги – 5,8, миксеры, блендеры – 3,8, телевизоры – 3,1, машины стиральные – 3,0, машины швейные – 2,1%. Рост цен отмечался на мужскую одежду – 4,0%, белье для детей ясельного возраста – 3,0, бельевой трикотаж – 2,7, табачные изделия и галантерейные товары – 2,0%.

Услуги пассажирского транспорта стали дороже в среднем на 7,2%, жилищные услуги – на 1,9%. Услуги зарубежного туризма подорожали на 9,8%, страхования – на 4,3, медицинские услуги – на 3,0%.

Из бытовых услуг возросли цены на ремонт холодильников – 6,4%, квартир – 4,8, телевизоров – 3,6, ремонт и пошив одежды – 2,5%.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5643) от 15.02.2016.


Комментарии