Академотпуск пассажира
Открытие капитально отремонтированной станции метро «Лесная» запланировано на середину декабря, что не может не радовать. Но у многих горожан эта же новость вызывает и беспокойство: какая станция встанет следующей? Дело в том, что о длительном закрытии того или иного метровокзала петербуржцы узнают чаще всего «вдруг», иногда - даже вопреки ранее озвученной СМИ информации. Например, нам когда-то обещали, что после «Елизаровской» остановят на ремонт «Озерки». Взялись, однако, за «Лесную» со словами, что «Озерки» будут следующими...
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Какую станцию закроют потом на самом деле, горожанам остается лишь гадать - на сайте ГУП «Петербургский метрополитен» на этот счет нет никакой информации. На запрос «Санкт-Петербургских ведомостей» пресс-служба предприятия сообщила: в 2018-м планируют закрыть «Академическую», в 2019-м - «Маяковскую».
И все. «Дальнейшие решения о закрытии на капремонт будут приниматься, исходя из фактической ситуации и износа конструкций конкретных станций», - говорится в официальном ответе. К этому мы можем добавить лишь информацию, изложенную в более раннем письме Петербургского метрополитена в комитет по транспорту, где говорится о перспективных планах: четвертый квартал 2019-го - «Удельная», 2020 г. - «Технологический институт», 2021-й — «Фрунзенская», 2022-й - «Парк Победы».
А между тем каждое закрытие станции метро на капремонт - серьезный стресс для тех, кто привык ею пользоваться. Шутка ли: на целый год меняются привычные маршруты и путь до работы (школы, дворца творчества, института, дома, где проживают престарелые родители, и т. д.) вдруг становится длиннее, сложнее и чаще всего дороже. Организуя свою жизнь, наиболее мобильные наши граждане стараются учитывать ремонтные планы подземки. Ведь никому не хочется, заплатив немалые деньги за съемное жилье у станции метро, вдруг узнать, что через месяц-другой ее закроют ровно на срок аренды. Или, записав сына-школьника на языковые курсы в паре станций от дома, неожиданно получить на весь учебный год еженедельную проблему по доставке ребенка через жестокие пробки - час туда, час обратно...
- Конечно, можно озвучивать свои планы на пятилетку, но даже за два года многое может измениться, так что их придется значительно корректировать, - говорит заместитель директора СПб ГКУ «Организатор перевозок» (ОП) Дмитрий Процкий. - Ремонт станций - дело неизбежное и необходимое, это вопрос безопасности пассажирских перевозок. Наша же задача - обеспечить во время их закрытия сложившиеся миграции населения.
В «Организаторе перевозок» о предстоящем капремонте той или иной станции узнают примерно за год (в крайнем случае - за полгода). Правда, сроки могут сдвигаться, как это было с той же «Елизаровской».
- Иногда мы сами просим метрополитен передвинуть сроки - например, если капремонт накладывается на дорожные работы или совпадает с остановкой еще одной станции, пусть даже и недолгосрочной, - поясняет Процкий.
Отдел обследования пассажиропотоков в «Организаторе перевозок» - 32 человека. На весь город. Расчетом маршрутов, компенсирующих работу выбывающей станции, будет заниматься один сотрудник из этого отдела, один из района и еще около пяти привлеченных специалистов. Кроме ОП в этой работе задействованы Центр транспортного планирования и Транспортный совет, в который входят ученые из разных петербургских научных структур. Ученые оценивают первоначальные расчеты перераспределения пассажиропотоков, подготовленные «Организатором перевозок», и дают свои рекомендации. Затем «организаторы» проводят что-то вроде неформальных общественных слушаний - забрасывают информацию о готовящемся закрытии в соцсети, где моментально разворачивается активное обсуждение новости. Говорят, недовольных предстоящим событием всегда много, претензий и требований тоже, но и здравые, полезные мысли петербуржцы в ходе дискуссии тоже высказывают.
Расчеты базируются на огромном массиве данных - статистике потоков в метро. При этом используются не какие-то усредненные цифры, а точные, с разбивкой по месяцам, дням недели и часам, отдельно - входные и выходные по каждой станции. Но ориентируются специалисты прежде всего на данные по входу: турникеты не обманут.
Оказывается, самые напряженные для петербургской подземки дни - рабочие в апреле и октябре (нет праздников, народ активно трудится, отпусков не берет). Пиковая нагрузка традиционно утром с восьми до девяти. Но не везде.
Впрочем, и пик пику рознь...
Для сравнения возьмем данные одного апрельского четверга. «Выборгская»: 719 вошедших за час пассажиров. «Проспект Просвещения» в это же время - почти 11 тысяч (на севере города это самая загруженная станция). На юге рекордсмен - «Проспект Ветеранов» - 14 тысяч. Говорят, это одна из наиболее напряженных станций в нашей стране и, возможно, даже в Европе.
«Елизаровская»: 2,5 тыс. человек в утреннее пиковое время, 3,5 тыс. - вечером (промзона, рабочие разъезжаются по домам). Когда ее закрывали, здесь ввели два новых маршрута - 8Б до «Ломоносовской» и 8В к «Площади Александра Невского». В общей сложности по литерным «восьмеркам» катались 26 машин плюс борты, направляемые на усиление соседних маршрутов.
Улично-дорожная сеть в районе «Елизаровской» легко приняла на себя лишний подвижной состав, а вот с «Василеостровской» (утренний час пик - 3,2 тыс. человек, межпиковый пассажиропоток на выход до 7,7 тыс., вечером на вход - до 8 тысяч) было куда сложнее: большая загруженность закрытой станции, ограниченное количество разворотных колец на острове, сложная конфигурация улиц, узкие дороги, пробки внутри и на подъезде...
- Это было самое сложное закрытие на моей памяти, - говорит Дмитрий Процкий. - «Спортивная-2» не сильно спасала: оттуда надо двигаться по траволатору, а это людям не нравится. В итоге основная масса народа перераспределялась на «Приморскую» (вечером на вход - 5,5 тыс. человек в час) и наземный транспорт. Мы тогда вынуждены были закрыть два коммерческих маршрута, чтобы чуть разгрузить улицы. И все равно у василеостровцев были проблемы.
Из станций, прошедших через многомесячный капремонт, самой «легкой» по части замещения специалисты ОП называют «Выборгскую». На втором месте «Лесная», на третьем - «Елизаровская».
Относительно грядущих закрытий они практически не беспокоятся насчет «Маяковской» (утренний час пик - менее 1 тыс. входящих пассажиров, вечерний - 3 тыс.). Говорят: заместить мощности пересадочной станции просто. После того как здесь закроют вестибюль и эскалаторы, пассажирам придется всего лишь перераспределяться внутри метро, воспользовавшись для входа и выхода двумя соседними вестибюлями красной ветки. Впрочем, потолкаться придется: «Площадь Восстания» и сейчас бывает прилично загружена. Зато в работе наземного транспорта не изменится практически ничего - частота движения автобусов и троллейбусов по Невскому проспекту достаточная, да и работающие станции находятся в пешей доступности.
А вот развезти пассажиров «Академической» будет сложно - и прежде всего из-за ее пассажиропотоков (утром свыше 7,8 тыс., вечером 2,8 тысячи человек в час).
- «Академическая» - самая напряженная станция, которая войдет в капремонт, - говорит Процкий. - Причем на соседних станциях тоже высокая загрузка. Например, «Гражданский проспект» - 9,2 тыс. входящих в час (резерв - около 7 тыс.). Преимущество «Гражданки» - три эскалатора вниз. Но люди все равно не будут выбирать этот вариант - они не любят возвращаться назад. С этим мы столкнулись при закрытии «Елизаровской»: сколько ни объясняли петербуржцам, что им лучше доехать до «Ломоносовской», все равно все стремились добраться наземным транспортом к «Площади Александра Невского». Попадали в мертвые пробки, а потом засыпали нас жалобами: вы, мол, не организовали подвоз к метро - мы тут в пробках стоим и автобусов дождаться не можем!
Как предполагают в «Организаторе перевозок», главную замещающую роль на время закрытия «Академической» должна сыграть «Политехническая» (максимальный утренний и вечерний вход - всего 2,5 тыс. человек). Сюда направят примерно 70% пользователей закрываемой «Академки». Помимо «Гражданского проспекта» на «вторых ролях» окажется «Площадь Мужества», а также «Лесная» (по данным апреля 2015 года, ее входная загрузка утром всего 2,1 тыс. человек, вечером - 5,2 тыс.). Удобно, что у «Лесной» сложился зеркальный по отношению к «Академке» режим - утром здесь людей мало, а вечером много. Это создает дополнительные резервы для работы «на подмене».
- В районе «Академической» мы видим магистрали, которые параллельны-перпендикулярны друг другу и проходят мимо нескольких станций метро, - демонстрирует карту Дмитрий Процкий. - Это хорошо: не надо строить новые маршруты, нужно лишь усилить имеющиеся. Жители района и раньше ездили к метро по Гражданскому проспекту. Во время ремонта «Академической» они поедут по нему же, только чуть дальше - к станции метро «Гражданский проспект». Тех, кто ездил от проспекта Науки, будем перетягивать к «Политехнической»...
Есть у ОП планы усилить здесь короткие наземные маршруты: например, 177-й. Или 60-й, который в обычном режиме идет по Гражданскому проспекту до «Лесной». Говорят, всего на время закрытия станции сюда придется перебросить дополнительно около 40 единиц подвижного состава - автобусов, троллейбусов и трамваев.
Но нужно учитывать: у Гражданского проспекта уже сейчас ограниченная пропускная способность. А это значит, что те, кто поедет по нему к «Политехнической» или «Лесной», рискуют застрять в пробках.
- Попытаемся пересадить людей с коммерческого на социальный транспорт, улучшив при этом интервалы его движения, - продолжает делиться планами Процкий. - Посмотрите на любую из остановок у «Академической»: вот здесь, например, мы обнаруживаем шесть социальных маршрутов и 13 коммерческих. Проходящие маршрутки от закрытия станции не пострадают, а вот те, что стартуют от «Академической», потеряют смысл. Серьезным подспорьем в организации замещающего движения станет трамвай № 55, позволяющий беспересадочно связать жилую застройку проспекта Науки с «Политехнической» и «Площадью Мужества». Кстати, трамвай, как и сочлененный автобус, заменяет пять маршруток, а автобус большой вместимости - два-три «ПАЗика»... В любом случае более-менее удобные варианты для себя найдут все.
Комментарии