Аэродром на автостраде

Наш 694-й батальон аэродромного обслуживания, в котором я был авиаметеорологом, входил в состав 2-й воздушной армии, действовавшей на 1-м Украинском фронте. Зимой 1945 года, когда наши войска уже перешли границу Германии и активно наступали, у авиации появились трудности.

Аэродром на автостраде | Май 1945 года. На освобожденной от фашистов Германии. Анатолий Герасимов (первый слева) и его однополчане.<br>ФОТО из архива автора

Май 1945 года. На освобожденной от фашистов Германии. Анатолий Герасимов (первый слева) и его однополчане.
ФОТО из архива автора

Оставляя свою территорию, немцы взрывали бетонку аэродромов. И нашим летчикам, которые поднимались в воздух на перехват фашистских бомбардировщиков и истребителей, приходилось пользоваться грунтовыми аэродромами. Но в середине февраля потеплело, грунтовка раскисла и стала непригодна для взлета и посадки самолетов. Положение создалось критическое: наши танковые и мотострелковые войска оказались без надежного прикрытия с воздуха.

В это время наш батальон вместе с 699-м обеспечивал боевую деятельность авиаполков 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал трижды Герой Советского Союза полковник Александр Иванович Покрышкин. И именно ему пришла идея использовать под аэродром участок автострады Бреслау – Берлин. В штабе предложение приняли, и в этот же день был выбран подходящий участок дороги. Наши службы очистили его обочины от кустарников и деревьев, установили два поста со шлагбаумами в начале и конце посадочной полосы и проложили между ними связь.

Опробовать необычный аэродром взялся сам Покрышкин со своим ведомым Героем Советского Союза майором Георгием Гордеевичем Голубевым. Истребители взмыли в небо. По радио мы сообщили летчикам о скорости и направлении наземного ветра, и они, пойдя после второго круга на посадку, выполнили ее блестяще. Как только истребители отрулили с автострады на приготовленные для них площадки, движение по шоссе было открыто. А два наших батальона занялись обустройством аэродрома.

Надо было подготовить место стоянки для каждого истребителя и съезды через кюветы по бокам автострады, рулежные дорожки от взлетно-посадочной полосы, замаскировать аэродром и обустроить помещения для технических служб в находящемся неподалеку бывшем немецком военном городке. Работа была сложная и спешная. Через три дня на нашем аэродроме уже находилось три авиаполка. Истребители постоянно поднимались в воздух и успешно вели бои с авиацией противника, наносили удары по переднему краю немецких войск, бомбили Берлин.

Немцам долго не удавалось нас обнаружить, хотя они забрасывали парашютистов-разведчиков, засылали диверсантов. И лишь когда одному из парашютистов удалось засечь аэродром и скрыться, о чем нам сообщил пойманный лазутчик, им стало известно, откуда взлетают русские истребители. Тогда немцы попытались бомбить аэродром с большой высоты и при низкой облачности. Урон от налета был незначительным, а новых попыток они уже не предпринимали.

Наши войска уверенно шли к Берлину. В апреле уникальный аэродром на автостраде перестал существовать. Кстати, это был единственный случай использования автострады как взлетно-посадочной полосы в условиях войны. Мы вместе с дивизией Покрышкина перебазировались на другой аэродром и вместе участвовали в завершающих боях за Берлин и в освобождении Чехословакии. В поверженной столице Германии я вместе с однополчанами сфотографировался на фоне Рейхстага и расписался на нем. Вот только жаль, что фото это получить мне не удалось.

Анатолий ГЕРАСИМОВ,
полковник в отставке, участник войны



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5404) от 24.02.2015.


Комментарии